Тематический план
- Общее
- Теоретические и методические основы изучения графики и орфографии
Теоретические и методические основы изучения графики и орфографии
Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка. Обобщение и систематизация знаний по фонетике, графике, приобретенных в период обучения грамоте. Методика проведения звуко-буквенного анализа. Методика проведения уроков по наиболее трудным темам раздела «Звуки и буквы».
Орфография как раздел языкознания.
Освоение орфографии как необходимое условие развития письменной речи.
Разделы русской орфографии. Понятие об орфограмме. Виды орфограмм, изучаемых в начальной школе. Вопрос о принципах орфографии. Фонематическая и морфологическая трактовки основного принципа орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Слитные, раздельные и дефисные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Графические сокращения.
Методика обучения орфографии
Место работы по орфографии в начальном курсе русского языка, отражение работы по орфографии в программах и учебниках по русскому языку.
Структура осознанно выполняемого орфографического действия и вытекающие из нее орфографические умения. Обучение обнаружению орфограмм и применению правил для решения орфографических задач как две взаимосвязаннее линии в обучении орфографии. Организация работы над правилом. Специфика умения осуществлять орфографический самоконтроль.
Орфографические упражнения как средство формирования орфографических навыков. Критерии отбора упражнений на урок, серию уроков.
Орфографические ошибки младших школьников; организация работы по их преодолению.
Урок русского языка по орфографической теме; подготовка учителя к уроку по орфографической теме.
- Теоретические и методические основы изучения частей речи
Теоретические и методические основы изучения частей речи
Введение в грамматику. Разделы грамматики: морфология и синтаксис.
Формирование грамматического понятия в начальной школе. Значение изучения грамматики для интеллектуального и речевого развития младших школьников. Сущность грамматических понятий и особенности их усвоения младшими школьниками.
Морфология. Понятие о частях речи и принципы их выделения в русском языке. Задачи изучения морфологии в начальной школе. Объективные трудности изучения морфологии младшими школьниками и пути их преодоления.
Имя существительное как знаменательная часть речи. Категориальное значение, морфологические признаки, синтаксическая функция; роль имён существительных в речи. Лексико-грамматические разряды. Категория рода, числа, падежа и способы их грамматического выражения. Основные типы склонения имен существительных.
Методика изучения имени существительного в начальной школе: организация изучения; работа над морфологическими умениями, правописанием и речью.
Имя прилагательное как знаменательная часть речи. Категориальное значение, морфологические признаки, синтаксическая функция; роль имён прилагательных в речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных, их значение и морфологические особенности. Степени сравнения качественных имён прилагательных, их значение, образование и синтаксическая роль. Полные и краткие формы имён прилагательных, их значение, морфологическиепризнаки, синтаксическая роль. Система изменения имени прилагательного. Правописание окончаний имен прилагательных.
Методика изучения имени прилагательного в начальной школе: организация изучения; работа над морфологическими умениями, правописанием и речью.
Имя числительное как знаменательная часть речи. Категориальное значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Числительные количественные, порядковые, собирательные дробные; их значение, морфологические признаки, синтаксическая роль; употребление в речи. Морфологический состав имён числительных: простые, сложные, составные.
Ознакомление младших школьников с именами числительными.
Местоимение. Разряды местоимений по соотношению со знаменательными частями речи: существительными, прилагательными, числительными. Разряды местоимений по значению, их морфологические особенности, синтаксическая роль, употребление в речи.
Особенности изучения местоимений в УМК по русскому языку для нач. школы.
Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки и синтаксическая функция; употребление в речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Две формообразующие основы глагола. Неопределённая форма глагола. Глаголы переходные и непереходные. Возвратные глаголы. Категория вида, наклонения, времени, лица. Морфологические связи между основными глагольными категориями.
Спряжение глаголов. Способы определения спряжения. Правописание глаголов.
Методика работы над глаголом в начальной школе: организация изучения; работа над морфологическими умениями, правописанием и речью.
Причастие и деепричастие как формы глагола. Значение, морфологические признаки, синтаксическая функция. Употребление в речи.
Наречие и слова категории состояния. Значение и грамматические свойства наречия, употребление в речи. Разряды наречий по значению. Правописание суффиксов наречий. Слова категории состояния. Правомерность их выделения в особый грамматический класс: специфика значения, морфологические и синтаксические свойства; употребление в речи.
Ознакомление с наречием на уроках русского языка в начальной школе.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, их функция в речи. Отношения, выражаемые предлогами; употребление в речи. Союзысочинительные и подчинительные, особенности их употребления. Разряды частиц по значению, их роль в речи. Формообразующие частицы. Особенности употребления и правописания частиц. Модальные слова. Разряды модальных слов по значению, Междометия и звукоподражательные слова; их роль в речи.
Изучение служебных слов в начальной школе. Способы введения морфологических понятий; виды морфологических упражнений и методика их использования. Урок русского языка по морфологической теме; подготовка учителя к урокам разного типа.