Тематический план

  • Теоретические и методические основы изучения графики и орфографии

         Совершенствование фонетико-графических умений в курсе русского языка. Обобщение и систематизация знаний по фонетике, графике, приобретенных  в период обучения грамоте. Методика проведения звуко-буквенного анализа. Методика проведения уроков по наиболее трудным темам раздела «Звуки и буквы».

         Орфография как раздел языкознания.

         Освоение орфографии как необходимое условие развития письменной речи.

         Разделы русской орфографии. Понятие об орфограмме.  Виды орфограмм, изучаемых в начальной школе. Вопрос о принципах орфографии. Фонематическая и морфологическая трактовки основного принципа орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Слитные, раздельные и дефисные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Графические сокращения.

    Методика обучения орфографии

         Место работы по орфографии  в начальном курсе русского языка, отражение работы по орфографии в программах и учебниках по русскому языку.

         Структура осознанно выполняемого орфографического действия и вытекающие из нее орфографические умения. Обучение обнаружению орфограмм и применению правил для решения орфографических задач как две взаимосвязаннее линии в обучении орфографии.  Организация работы над правилом. Специфика умения осуществлять орфографический самоконтроль. 

         Орфографические упражнения как средство формирования орфографических навыков.   Критерии отбора упражнений на урок, серию уроков.

         Орфографические ошибки младших школьников; организация работы по их преодолению.

         Урок русского языка по орфографической теме; подготовка учителя к уроку по орфографической теме.


    • Теоретические и методические основы изучения частей речи

           Введение в грамматику. Разделы грамматики: морфология и синтаксис. 

           Формирование грамматического понятия в начальной школе. Значение изучения грамматики для интеллектуального и речевого развития младших школьников. Сущность грамматических понятий и особенности их  усвоения  младшими школьниками.

           Морфология. Понятие о частях речи и принципы их выделения в русском языке. Задачи изучения морфологии в начальной школе.  Объективные трудности изучения морфологии младшими школьниками  и пути их преодоления.

           Имя существительное как знаменательная часть речи. Категориальное значение, морфологические признаки, синтаксическая функция; роль имён существительных в речи.  Лексико-грамматические разряды. Категория рода, числа, падежа и способы их грамматического выражения. Основные типы склонения имен существительных.

           Методика изучения  имени существительного в начальной школе: организация изучения; работа над морфологическими умениями, правописанием и речью.

           Имя прилагательное как знаменательная часть речи. Категориальное значение, морфологические признаки, синтаксическая функция; роль имён прилагательных в речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных, их значение и морфологические особенности. Степени сравнения качественных имён прилагательных, их значение, образование и синтаксическая роль. Полные и краткие формы имён прилагательных, их значение, морфологические 

      признаки, синтаксическая роль. Система изменения имени прилагательного. Правописание окончаний имен прилагательных.

           Методика изучения  имени прилагательного в начальной школе: организация изучения; работа над морфологическими умениями, правописанием и речью.

            Имя числительное как знаменательная часть речи. Категориальное значение,  морфологические признаки, синтаксическая роль. Числительные количественные, порядковые, собирательные дробные; их значение, морфологические признаки, синтаксическая роль; употребление в речи. Морфологический состав имён числительных: простые, сложные, составные.

           Ознакомление  младших школьников с именами числительными.

           Местоимение. Разряды местоимений по соотношению со знаменательными частями речи: существительными, прилагательными, числительными.  Разряды местоимений по значению, их морфологические особенности, синтаксическая роль, употребление в речи.

           Особенности изучения местоимений в УМК по русскому языку для нач. школы.

           Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки и синтаксическая функция; употребление в речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Две формообразующие основы глагола. Неопределённая форма глагола. Глаголы переходные и непереходные. Возвратные глаголы. Категория вида, наклонения, времени, лица. Морфологические связи между основными глагольными категориями.

      Спряжение глаголов. Способы определения спряжения. Правописание глаголов.

           Методика работы над глаголом в начальной школе: организация изучения; работа над морфологическими умениями, правописанием и речью.

           Причастие и деепричастие как  формы глагола. Значение, морфологические признаки, синтаксическая функция. Употребление в речи.

           Наречие и слова категории состояния. Значение и грамматические свойства наречия, употребление в речи. Разряды наречий по значению. Правописание суффиксов наречий. Слова категории состояния. Правомерность их выделения в особый грамматический класс: специфика значения, морфологические и синтаксические свойства; употребление в речи.

           Ознакомление с наречием на уроках русского языка в начальной школе.

           Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, их функция в речи. Отношения, выражаемые предлогами; употребление в речи. Союзы 

      сочинительные и подчинительные, особенности их употребления. Разряды частиц по значению, их роль в речи. Формообразующие частицы. Особенности употребления и правописания частиц. Модальные слова. Разряды модальных слов по значению, Междометия и звукоподражательные слова; их роль в речи.

           Изучение  служебных слов в начальной школе. Способы введения морфологических понятий; виды морфологических упражнений и методика их использования. Урок русского языка по морфологической теме; подготовка учителя к урокам разного типа.