Настройка зачисления на курс
Цель курса – дать комплексное сопоставительное описание
системы топонимов Москвы, охарактеризовав классы и структуру топонимов,
источники их номинации, и показать возможности лингвистического краеведения.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
§ Дать определение понятию «топоним» и представить имеющиеся классификации топонимов.
§ Охарактеризовать наиболее значимые топонимы Москвы с позиции истории слова и его мотивационной составляющей.
§ Объяснить внутреннюю форму и современное значение фразеологизмов, «рожденных» в Москве.
§ Представить систему топонимов основных исторических районов Москвы с четырех позиций: а) с точки зрения класса топонима, б) с точки зрения источника наименования, в) с точки зрения структуры топонима; г) отражения традиций и обычаев москвичей.
§ Научить лингвистическому анализу топонимов по картам, атласам, историческим словарям.
§ Провести сопоставительный анализ топонимов и дать углубленное представление о «московском тексте».
§ Продемонстрировать приемы и познакомить с технологией проведения лингвистических экскурсий, определив возможности лингвистического краеведения.
1. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина Б.1 кв.17 входит в цикл курсов по выбору, в вариативную часть учебного плана по направлению подготовки бакалавров 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Русский и иностранный (английский) языки») и читается в 9 семестре. Дисциплина является смежной с курсами «Введение в социолингвистику», «Ключевые концепты русского и английского языков», «История лексики русского языка в сопоставлении с английским языком», «Теория речевого воздействия», «Предложения вывода-обоснования в русском языке», факультативов «Русские словари и принципы работы с ними», «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» и др.
Требования к первоначальному уровню подготовки:
– студент должен иметь знания в области истории языка, словообразования, лексикологии, фразеологии;
– иметь представление о типологии текстов, о разделах ономастики;
– уметь пользоваться лексикографическими, энциклопедическими, кортографическими источниками;
– быть компетентен в области семантического анализа отдельных слов, диахронного и синхронного описания слов и выражений, номинативных и коммуникативных единиц различных уровней, филологического анализа текста.
2. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
§ Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)
§ Способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
§ Готовность к ведению воздействующей, убеждающей речи; способность к ведению полемики; знание основ лингвистической аргументации (СК-3).
В результате изучения дисциплины студент должен:
§ знать классификацию топонимов;
§ уметь осуществлять лингвистический анализ топонимов исторических районов Москвы,
§ овладеть методикой 1) анализа топонимов; 2) извлечения и интерпретации московских топонимов из устойчивых выражений и художественных текстов; 3) анализа лексикографических и картографических источников; 4) составления филологически актуализированных текстов экскурсий; 5) анализа, оценки, коррекции фактического материала.
3. Трудоемкость дисциплины: 3 зачетных единицы (108 часов), из них ауд./пз – 42 ч., сам. раб. – 30 ч., курсовой экзамен – 36 ч.
4. Основные темы дисциплины:
Тема 1. Основные разделы ономастики, понятие «топоним» и его виды.
Тема 2. Отражение русской истории в московских топонимах.
Тема 3. Фразеологизмы, рожденные в Москве.
Тема 4. Русские традиции и обычаи в переносных значениях многозначных слов.
Тема 5. Корень русского топонима как источник культурологической и исторической информации.
Тема 6. Кремль и Китай-город: система топонимов, урбанонимы и гидронимы.
Тема 7. Занеглименье и Поварская слобода: история России в оронимах и других наименованиях..
Тема 8. Бульварное и Садовое кольцо: система агоронимов, годонимов, геонимов,
Тема 9. Московские окраины и ближнее Подмосковье: дромонимы и ойконимы. Название станций московского метрополитена и железнодорожных платформ.
Тема 10. Возможности лингвистического краеведения и технология проведения филологически актуализированных экскурсионных программ из цикла «Московский текст русской культуры».- Преподаватель: Михайлова Ирина Дмитриевна