Знакомство со схемой мыследеятельности, технологией разработки системы аргументов разного типа, выбором правильной стратегии расположения доводов, понимание разницы между языком и речью, национальным, литературным и государственным языком. Рефлексия и рефлексивные жанры письма. Чтение философской. методологической и художественной литературы. Описание участия в событиях культуры.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины «Мышление и письмо»

Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Язык, речь, общение. Формы существования языка. Русский язык в современном мире.

Язык и речь. Основные функции языка. Уровниязыка. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Виды общения. Структура языка (диалекты, просторечие, жаргоны, литературный язык). Основные признакилитературного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык среди языков мира. Русский зык – важнейшее средство межнационального общения и один из мировых языков.

2

Культура речи как наука, предмет и задачиизучения, этапы становления культуры речикак самостоятельной научной дисциплины.

Учение о культуре речи в разные исторические эпохи. Этапы становления. Становление иразвитие учения о культуре речи, его связь со становлением и развитием национального литературного языка, создаваемого для удовлетворения культурных потребностей общества. Характеристика понятия «культура речи». Культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики.

3

Аспекты культуры речи.

Нормативный, коммуникативный и этический аспекты. Современная литературная норма иее кодификация. Языковая норма – одна из составляющих национальной культуры.

4

Нормы современного русского литературного языка. Основные средства кодификацииязыковых факторов.

Понятие и признаки нормы. Основные типы норм. Свойства литературной нормы. Консервативность нормы. Соблюдение норм как признак речевой культуры личности иобщества. Словари, справочники, учебникирусского языка, научные лингвистические исследования и др. Типы лингвистических словарей и особенности их строения. Нормативные словари и словари-справочники. Принципы работы с ними.

5

Коммуникативный аспект культуры речи.

Основные качества речи: соответствие литературным нормам; богатство иразнообразие словаря. Содержательность, уместность, богатство, чистота,  чёткость, ясность, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность речи.

6

Культура и этика общения.

Речевой этикет. Формулы речевого этикета. Обращение в русском речевом этикете.

7

Функциональные стили современного русского литературного языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Книжная и разговорная речь, их особенности. Официально-деловая письменная речь. Научная речь.

Текст в структуре общения.

Официально-деловой, научный, публицистический и разговорный стили как разновидности русского литературного языка, предназначенные для использования в определённых сферах общения. Язык художественной литературы. Условия функционирования, их особенности. Из истории русского делового письма. Требования к оформлению документов. Типы документов. Структура и содержание служебных документов. Унификация языка деловых бумаг. Требования к языку и стилю документов.

Конспект, аннотация и реферат как вторичные научные тексты и их разновидности. Тезисы доклада.

Понятие о тексте. Основные признаки текста. Смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение. Стилистика текста. Факторы, определяющие построение текста.

8

Основы ораторского искусства. Ораторское искусство – явление историческое. Риторика Древней Греции и Древнего Рима. Развитие риторических традиций в России.

 

Понятие об ораторском искусстве. Особенности ораторского искусства. Ораторское искусство как социальное явление. Основные этапы развития риторики в России.Риторика Древней Руси. Петровский периодЛомоносовский период. Период расцвета русской научной риторики. Кризис риторики: период новой теории и истории словесности.Советский период в истории русской риторики. Современная риторика.

9.

Роды и виды ораторской речи. Оратор иаудитория. Основные этапы подготовки к публичному выступлению. Требования к публичному выступлению.

Виды ораторской речи в зависимости  от общей  целевой установки. Требования к ораторской речи. Правила для говорящего ислушающего. Контакт с аудиторией. Схема оценки информационной речи. Выбор темы. Цель речи. Учёт уровня знаний, интересов иустановок слушателей. Основные приёмы поиска материала. Подготовка публичного выступления; виды подготовки. Композиция публичного выступления. Структура выступления. Доказательность иубедительность речи.

                              

Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине

 

Тема 1. Нормативный аспект культуры речи.

Вопросы для обсуждения:

- употребление языковых средств в соответствии с целями и условиями общения;

- отбор из множества слов самого нужного, точно передающего мысль;

- отбор слов без не нарушения лексической  и грамматической сочетаемости.

- соблюдение совокупности требований к правильной  и хорошей  речи;

- соблюдение правил речевого этикета;

- использование словарей и справочников по русскому языку и культуре речи.

Тема 2. Нормы современного русского литературного языка. Орфоэпические нормы.

Вопросы для обсуждения:

- употребление языковых средств в соответствии с целями и условиями общения;

- соблюдение орфоэпических  норм в устной речи;

- использование орфоэпических  словарей и справочников по русскому языку и культуре речи.

Тема 3.  Нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы.

Вопросы для обсуждения:

- употребление языковых средств в соответствии с целями и условиями общения;

- отбор речевых  средств с учетом ситуации и обстановки речи;

- использование выразительных средств языка в разных условиях общения;

отбор слов без нарушения лексической  и грамматической сочетаемости;

определение и устранение лексических ошибок, связанных с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске);

- работа с толковыми словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи.

Тема 4.  Стилистическая характеристика слова. Использование в речи фразеологических средств.

Вопросы для обсуждения:

- отбор из множества слов самого нужного, точно передающего мысль;

- отбор слов без нарушения лексической  и грамматической сочетаемости;

определение и устранение лексических ошибок, связанных с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске);

- использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологических и других словарей, справочников по русскому языку и культуре речи;

- употребление языковых средств в соответствии с целями и условиями общения;

- отбор речевых  средств с учетом ситуации и обстановки речи;

- соблюдение совокупности требований к правильной  и хорошей  речи;

- соблюдение норм современного литературного языка в устной и письменной речи;

понимание стилевой окраски фразеологизмов и употребление их  в речи;

- использование толковых, фразеологических словарей и справочников по русскому языку и культуре речи.

Тема 5.  Морфологические нормы языка.

Вопросы для обсуждения:

- отбор речевых  средств с учетом ситуации и обстановки речи;

- соблюдение совокупности требований к правильной  и хорошей  речи;

- соблюдение норм современного литературного языка в устной и письменной речи;

- правильное образование форм слов;

- соблюдение правильного ударения при образовании форм слова;

- соблюдение правил согласования и управления  в словосочетаниях и предложениях;

- правильное употребление слов разных частей речи для связи предложений в тексте;

- использование всех видов словарей русского языка и справочников по русскому языку и культуре речи.

Тема 6.  Понятие о синтаксическом строе речи.

Вопросы для обсуждения:

- использование стилистических функций разных типов простого предложения;

- стилистическое использование сложных предложений;

- использование синонимичных синтаксических конструкций;

- использование стилистических функций порядка слов в предложении.

Список литературы:

Тема 7.  Функциональные стили речи. Официально-деловая  письменная  речь.

Вопросы для обсуждения:

- употребление языковых средств в соответствии с целями и условиями общения;

- отбор речевых  средств с учетом ситуации и обстановки речи;

- соблюдение совокупности требований к правильной  и хорошей  речи;

- соблюдение норм современного литературного языка в устной и письменной речи;

- овладение жанрами устной и письменной речи, необходимыми  для свободного общения в процессе трудовой деятельности и в частности: умение вести деловую беседу, обмениваться информацией, давать оценку и т.д.

- выступать на собраниях с отчетами, докладами, соблюдать правила речевого этикета.

- овладение профессионально значимыми письменными жанрами и в частности: умением составлять официальные письма, служебные записки, постановления, решения собраний, инструкции; править написанное;

- умение грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке;

- овладение  спецификой всех функциональных стилей русского литературного языка; 

- овладение  спецификой официально-делового стиля русского литературного языка;    

- овладение профессионально значимыми письменными жанрами и в частности: уметь  составлять официальные  письма, служебные записки, постановления, решения собраний, рекламные объявления, инструкции; править написанное.

Тема 8.   Научная речь.

Вопросы для обсуждения:

- особенности составления конспекта, аннотации и реферата как вторичных научных текстов и их разновидности;

- составление тезисов доклада;

- овладение  спецификой научного стиля;    

- овладение профессионально значимыми письменными жанрами;

- употребление категории падежа имен существительных в речи;

- использование форм  имён прилагательных в речи.

Тема 9.   Риторика. Начальный этап подготовки к выступлению. Работа над основной частью выступления. Окончательное редактирование текста.

Вопросы для обсуждения:

- употребление языковых средств в соответствии с целями и условиями общения;

- отбор речевых  средств с учетом ситуации и обстановки речи;

- соблюдение совокупности требований к правильной  и хорошей  речи;

- соблюдение норм современного литературного языка в устной и письменной речи;

- отбор слов без нарушения лексической и  грамматической сочетаемости;

- умение избегать  двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций;

- развитие  навыков публичных выступлений;

- применение аргументации в основной части убеждающего выступления;

- составление вступительной и заключительной части текста выступления;

- употребление языковых средств в соответствии с целями и задачами общения;

- умение использовать выразительные средства языка в разных условиях общения;

- соблюдение совокупности требований к правильной и хорошей речи;

- развитие  навыков публичных выступлений;

- работа над лаконичностью, точностью и понятностью речи;

- употребление языковых средств в соответствии с целями и задачами общения;

- умение использовать выразительные средства языка в разных условиях общения;

- отбор слов без нарушения лексической и  грамматической сочетаемости;

- умение избегать  двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций;

- соблюдение совокупности требований к правильной и хорошей речи;

- развитие  навыков публичных выступлений.

                Задания для самостоятельной работы:

Литература для конспектирования

1.         Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика / Р.И. Аванесов. – М.: Просвещение, 1974. – 288 с.

2.         Акишина, А.А. Русская фонетика / А.А. Акишина, С.А. Барановская – 2-е изд., испр . - М.: Рус. яз., 1990. – 102 с. 

3.         Блинова О.А. Явление мотивации слов. Томск, 1984 (и последующие издания); Блинова О.И. Мотивология и ее аспекты. М.,2010.

4.         Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. М., 1984.

5.         Ганиев Ж.В. Неизменный принцип русской орфоэпии / Ж.В. Ганиев. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 240 с.

6.         Ермакова О.П. Лексические значения производных слов в русском языке. М., 1984.

7.         Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М., 1981; 2-е изд. М., 2008.

8.         Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования. М., 1973 (и последующие издания) (1 и 2 главы).

9.         Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: проблемы и принципы описания. М., 1977.

10.       Лопатин В.В. Многогранное русское слово: Избранные статьи по русскому языку. М., 2007 (разделы «Словообразование», «Словотворчество», «Морфемика и морфонология»).

11.       Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М., 1980.

12.       Намитокова Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. Ростов-н./Д., 1986.

13.       Одинцова И.В. Звуки. Ритмика. Интонация: учеб. пособие / И.В. Одинцова. – 3 изд. – М.: Наука, 2008. – 368 с.

14.       Реформатский,  А.А. Введение в языковедение: учебник / А.А. Реформатский. – М., 2002.

15.       Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 2002 (глава 5).

16.       Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М.,1977; 2-е изд. М., 2000 (2, 3, 4 главы).

17.       Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 1996 (со стр. 38).

18.       Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. М., 2001.

 

Основная и дополнительная литература, необходимая для освоения дисциплины:

а) основная литература

1.         Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.

2.         Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Учебник. – М.: Проспект, 2015.

3.         Культура русской речи. Учебник для вузов/Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 2015.

б) дополнительная литература

1.         Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. - М.: Флинта, 2000.

2.         Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Со¬временная риторика. - Ростов н/Д: Феникс, 1995.

3.         Виноградов В.В. История слов. / Отв. ред. чл.-корр. РАН Н.Ю.Шведов. – М.: Толк, 1994. – 1138 с.

4.         Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М: Ло¬гос, 2001.

5.         Горшков А.И. Русская стилистика: Учеб. пособие. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001.

6.         Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи (для технических вузов). - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

7.         Культура устной и письменной речи делового человека: Справоч¬ник. Практикум. – М.: Флинта, Наука, 2008.

8.         Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное  пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

9.         Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования: Учеб. пособие для средней и высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 1997.

10.       Образцы документов по делопроизводству (руководство к состав¬лению). - М.: ПРИОР, 1996.

11.       Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование слу¬жебных документов: Учеб. пособие. 4-е изд., испр. – М.: Высшая школа, ИНФРА-М., 1997.

12.       Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003.

13.       Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М., 1996.

14.       Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. проф. В.И. Мак¬симова. - М.: Гардарики, 2002.

15.       Русский язык и культура речи: Практикум/Под ред. проф. В.И.Максимова. - М.: Гардарики, 2002.

16.       Русский язык и культура речи: Учебное пособие/Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА-М, 2002.

17.       Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/А.И. Дуняев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. Под ред. В.Д. Черняк. - М.: Выс¬шая школа;- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

18.       Сидорова М.Ю. Русский язык. Культура речи: конспект лекций/ Сидорова М.Ю., Савельев В.С. – М., 2008.

19.       Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др. Под общ. ред. Л.А. Новикова. - СПб., 1999.

20.       Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для студ. высших учеб, заведений: В 2 ч. - М.: Изд. «Акаде¬мия», 2001.

21.       Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. - М.: Флинта, Наука, 1997.

22.       Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык. - М.: Флинта, 2000.

23.       Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: Рус¬ский язык, 1989.

24.       Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное посо¬бие. - СПб.: ИД «МиМ», 1997.

 

Словари и справочники:

1.         Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1993.

2.         Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.

3.         Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современ¬ного русского языка. - М.: Русский язык, 1994.

4.         Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1994.

5.         Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская    энциклопедия, 1990.

6.         Ожегов С.И.,  Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. - М., 2002.

7.         Орфографический словарь русского языка: 106000 слов. - М: Рус¬ский язык, 1982.

8.         Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Р.И. Аванесова. - М.: Русский язык, 2001.

9.         Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Изд. 2-е, испр. - М., 1998.

10.       Русский язык. Энциклопедия. Изд. 2-е. - М.: Большая Российская эн¬циклопедия, Дрофа. 1997.

11.       Словарь иностранных слов. М., 1990.

12.       Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. / Гл. ред. А.П. Евгеньева. Л., 1970-1971.

13.       Словарь русского языка: В 4-х т. М., 1981-1984.

14.       Словарь образных выражений русского языка / Т.С. Аристова, М.Л. Ковшова, Е.А. Рысева и др./ Под ред. В.Н. Телия. - М.: Отечество, 1995.

15.       Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. - М.: Рус¬ский язык, 1992.

16.       Трудности словоупотребления и варианты норм русского литера¬турного языка. Словарь-справочник. - Л.: Наука, 1973.

17.       Учебный словарь синонимов русского языка /  Авт. В.И. Зимин, Л.П. Алекторова и др. - М.: Школа-Пресс, 1994.

18.       Фразеологический словарь русского литературного языка конца XVIII-ХХ вв. - М., 1995.

19.       Этимологический словарь русского языка. М., 1963.

20.       Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

 

Интернет-ресурсы по дисциплине:

Среди веб-проектов, ориентированных на распространение знаний  о русском языке и культуре речи, можно выделить следующие ресурсы: портал «Культура устной и письменной речи» www.gramma.ru задачей которого является помощь в овладении нормамисовременного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста; портал «Рутения» www.ruthenia.ru, содержащий электронные версии  труднодоступных изданий и классических работ по русистике, библиографическую и справочную литературу и мн.др.; проект «Русские словари» www.slovari.ru поддерживаемый Институтом русского языка имени В.В.Виноградова РАН и содержащий общедоступную лингвистическую информацию разного типа.

Обновленная структура справочно-информационного интернет - портала ГРАМОТА.РУ  www.gramota.ru включает в себя следующие разделы:

- Словари (онлайновые словари портала и ссылки на словарные  ресурсы Интернета, методическое руководство по использованию словарей).

- Библиотека (текстовые материалы: научные и научно-популярные статьи, архивы методических журналов, произведения русской классической литературы, публикации пользователей портала).

- Справка (архив службы «Справочное бюро» и практические справочные пособия на основе архива; онлайновая справочная служба).

- Класс (интерактивные учебники и учебные материалы).

- Лента (новости, календарь памятных дат, календарь мероприятий и конференций, анонсы новостных материалов интернета).

- Игра (интерактивные обучающие игры и конкурсы).

           

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе их формирования

Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика рефератов/презентаций

1.         Понятия «язык» и «речь»: что общего и в чем различие.

2.         Язык и общество.

3.         Язык - важнейшее средство человеческого общения.

4.         Словари и их роль в жизни людей.

5.         Русский литературный язык и нелитературные варианты языка.

6.         Роль старомосковского произношения в формировании норм современного русского литературного языка.

7.         Особенности звучащей речи.

8.         Основные качества речи.

9.         Лексические и лексико-семантические заимствования в русском языке.

10.       Иноязычные заимствования в русском языке; их влияние на современную речь.

11.       Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Внутренние и внешние заимствования в современном русском языке.

12.       Лексика русского языка с функционально-стилистической точки зрения.

13.       Старославянизмы в русском языке.

14.       Источники русской фразеологии.

15.       Русские фразеологизмы: структура и тематика.

16.       Словообразовательные особенности профессиональной и терминологической лексики.

17.       Новое в русской лексике: словообразовательный аспект.

18.       Особенности употребления в речи служебных слов.

19.       Особенности использования средств синтаксической выразительности в текстах современной периодической печати (на примере какой-либо газеты – «Аргументов и фактов», «Московского комсомольца» или др.).

20.       Принципы русской пунктуации и их реализация в письменной речи.

21.       Структурные разделы стилистики.

22.       Основы редактирования служебных документов.

23.       Разновидности речи по функциональному назначению.

24.       Особенности современной разговорной речи молодёжи.

25.       Жаргон и его особенности.

26.       Современный молодёжный жаргон: тематика, происхождение и использование в речи.

27.       Причины падения речевой культуры в современном обществе и задачи её возрождения.

28.       Мнимые и подлинные «болезни» языка.

29.       Просторечные и жаргонные элементы в публичных выступлениях.

30.       Русский язык в зеркале языковой игры.

31.       Культура звучания коммуникативных единиц языка.

32.       Произносительные варианты как основа орфоэпии.

33.       Особенности произношения аббревиатур.

34.       Произношение слов иноязычного происхождения.

35.       Соотношение понятий «неологизм» и «окказионализм» в русской науке.

36.       Место грамматики в системе языковых уровней.

37.       Морфологическая категория как составная часть функционально-грамматической категории.

38.       Система частей речи русского языка в трудах лингвистов различных грамматических школ и направлений.

39.       Система частей русского языка в историческом аспекте.

40.       Классификация частей речи в трудах М.В.Ломоносова.

41.       Глагол и его характеристика в трудах античных философов, классиков отечественного языкознания и в работах современных ученых.

42.       Глагол как лексико-грамматический класс слов. О специфике общекатегориального значения глагола.

43.       Проблема разграничения видового и лексического значения глагола.

44.       Система двувидовых глаголов в современном русском языке.

45.       Залог как функционально-семантическая категория.

46.       Вопрос о парадигме форм повелительного наклонения в современном русском языке.

47.       Категория лица и персональность, их структура и содержание.

48.       Безличные глаголы в русском языке, их состав, семантические группировки. Особенности функционирования.

49.       Многоактные глаголы в русском языке. Их состав. Особенности функционирования.

50.       Вариативность в сфере грамматических форм глагола.

51.       Возвратные формы глагола и проблема глагольного словообразования и формообразования.

52.       Парадигматические классы глаголов.

53.       Использование форм повелительного наклонения в художественной речи.

54.       Полные и краткие причастия, их функционирование в речи.

55.       Лексико-грамматичесие разряды глагола и особенности их функционирования в современном русском языке.

56.       Основы русского глагола и образование глагольных форм.

57.       Прямые и переносные значения временых форм русского глагола. Особенности их функционирования в современном русском языке.

58.       Залоговая система русского глагола в трудах лингвистов различных школ и направлений.

59.       Лексико-грамматический статус причастий и деепричастий в трудах лингвистов различных школ и направлений.

60.       Имя и глагол в традиционной и функциональной грамматике.

61.       Имя существительное в традиционной и функциональной грамматике.

62.       Имя существительное как часть речи в "Академической грамматике - 80" (Русская грамматика\Под ред. Н.Ю. Шведовой, т.1. М., 1980).

63.       Имя существительное как часть речи в монографии В.В. Виноградова "Русский язык. Грамматическое учение о слове".

64.       Исторические аспекты возникновения и развития основных грамматических категорий имени существительного (категорииодушевлённости\неодушевлённости, рода, числа, падежа).

65.       Имя прилагательное как часть речи в "Академической грамматике - 80" (Русская грамматика\Под ред. Н.Ю. Шведовой, т.1. М., 1980).

66.       Имя прилагательное как часть речи в монографии В.В.Виноградова "Русский язык. Грамматическое учение о слове".

67.       Имя прилагательное в традиционной и функциональной грамматике.

68.       Имя числительное в традиционной и функциональной грамматике.

69.       Имя числительное как часть речи в "Академической грамматике - 80" (Русская грамматика\Под ред. Н.Ю. Шведовой, т.1. М., 1980).

70.       Имя числительное как часть речи в монографии В.В. Виноградова "Русский язык. Грамматическое учение о слове".

71.       Местоимение как часть речи в "Академической грамматике - 80" (Русская грамматика\Под ред. Н.Ю. Шведовой, т.1. М., 1980).

72.       Вопрос о переходных грамматических явлениях в монографии В.В. Виноградова "Русский язык. Грамматическое учение о слове".

Примерный перечень вопросов для контрольных работ/тестирования

1. Какая из следующих функций не является функцией языка?

коммуникативная;

-           кумулятивная;

-           эстетическая;

-           этическая;  

-           эмоциональная.

2. Какое из утверждений является неверным?

- Язык – это система знаков.

- Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве.

- Речь ограничивается только языковыми средствами.

- Речь бывает внешней и внутренней.

- Культура речи связана, прежде всего, с литературным языком.

3. Какие качества речи являются коммуникативными?

- эмоциональность;

- чистота;

- логичность;

- многообразие;

- доступность.

4. В рамках литературного языка выделяются следующие функциональные сферы:

- устная и письменная;

- книжная и разговорная;

- нейтральная и экспрессивная;

- художественная и разговорная;

- литературная и разговорная.

5. Отличительным признаком устной речи является:

- возможность редактирования порождаемых текстов;

- отсутствие звукового и визуального сопровождения;

- малый объем создаваемых текстов;

- более позднее, по сравнению с письменной формой, возникновение;

6. Какие стили называются экспрессивными?

- торжественный;

- художественный;

- официальный;

- шутливый;

- низкий.

7. Коммуникативно-значимыми элементами речи являются:

- молчание;

- невербальные средства;

- социальный статус;

- правильность.

8. Речевая ситуация включает следующие компоненты:

- участники общения;

- невербальные средства общения;

- уровень владения языком;

- обратная связь между участниками общения;

- место и время общения.

9. Процесс установления и поддержания контакта между людьми с помощью речи называется:

- обратная связь;

- речевое взаимодействие;

- речевая ситуация;

- речевой контакт.

10. Определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки.

•          А. Орфоэпический.

•          Б. Лексический.

•          В. Морфологический.

•          Г. Синтаксический.

1.         Жалко этого животного.

2.         По выходным я со своим классом гуляем, ходим в кино.

3.         Вдруг послышались крики, свисты и топоты.

4.         В завершении обоих дней этого мероприятия – концерт для детей.

5.         Это свободный роман от всех рамок и норм литературного стиля.

11. Выберите равноправные варианты.

1.         Низовий – низовьев;

2.         дверями – дверьми;

3.         бегемот – гиппопотам;

4.         колени – колена;

5.         доктор – докторша;

6.         машут – махают;

7.         ржаветь – ржаветь;

8.         выстави – выставь;

9.         занавесь – занавес;

10.       жираф – жирафа.

12. Каким словарем следует воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант?

•          А. Орфоэпический.

•          Б. Фразеологический.

•          В. Словарь паронимов.

•          Г. Словарь управления.

•          Д. Словарь синонимов.

1.         надеть или одеть;

2.         баловать или баловать;

3.         естественный или натуральный;

4.         спустив рукава или спустя рукава;

5.         благодаря успеху или успеха.

13. Распределите обнаруженные виды многословия на группы.

•          А. Тавтология.

•          Б. Плеоназм.

•          В. Повторение слов с одинаковыми значением.

1.         Ее внешний вид тем не менее никоим образом отнюдь не  гарантирует соответствующего обслуживания.

2.         В своей деятельности руководители руководствуются заранее  составленными планами.

3.         Приурочьте дату окончания прекращения курения к какому-то знаменательному событию, обязательно к свободному от работы дню.

4.         Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята очередная  попытка скомпрометировать нашу организацию.

5.         Мы стремились проанализировать характер Теплякова –характерный для людей его поколения.

14. Отметьте те слова, в которых двойной согласный при произношении не сохраняется.

1.         аллея;

2.         аппликация;

3.         галлюцинация;

4.         касса;

5.         лимонник;

6.         идиллия;

7.         иллюстрация;

8.         интеллект;

9.         сумма;

10.       тонна.

15. Определите вид ошибки.

•          А. неверное образование формы глагола.

•          Б. Стилистически неверный вариант.

•          В. Семантически неверный вариант.

•          Г. Неверное употребление вида глагола.

•          Д. Неверное употребление наклонения глагола.

•          Е. Неверное употребление времени глагола.

•          Ж. Неверное образование формы от бесприставочного глагола.

1.         Опытный врач-психиатр консультирует, проводит лечение у себя   дома или приедет к пациенту по вызову.

2.         К концу первого года жизни ребенок обычно научается ходить самостоятельно.

3.         Если перечитывать рассказ, просмотреть заново фильм, всегда находишь что-то новое.

4.         Мы любим посидеть на закате и наблюдать, как солнце погружается в темную гладь моря.

5.         Малыши махают руками.

16. Отметьте существительные общего рода.

1.         вокалист;

2.         выскочка;

3.         гроздь;

4.         дизайнер;

5.         запевала;

6.         недотрога;

7.         недоучка;

8.         тамада;

9.         учитель;

10.       ябеда.

 

Промежуточная аттестация обучающихся

Примерный перечень вопросов для зачета/экзамена

1.         Основные функции языка.

2.         Уровни языка.

3.         Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.

4.         Общение. Виды общения.

5.         Язык – знаковая система. Формы существования языка.

6.         Литературный язык. Основные признаки литературного языка.

7.         Русский язык в современном мире. Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

8.         Русский язык среди языков мира.

9.         Русский зык – важнейшее средство межнационального общения и один из мировых языков.

10.       Культура речи как наука, предмет и задачи изучения.

11.       Этапы становления культуры речи как самостоятельной научной дисциплины.

12.       Связь культуры речи со становлением и развитием национального литературного языка, создаваемого для удовлетворения культурных потребностей общества.

13.       Характеристика понятия «культура речи». Культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики.

14.       Аспекты культуры речи. Характеристика.

15.       Современная литературная норма и ее кодификация.

16.       Языковая норма – одна из составляющих национальной культуры.

17.       Понятие и признаки нормы. Основные типы норм.

18.       Свойства литературной нормы. Консервативность нормы.

19.       Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества.

20.       Типы лингвистических словарей и особенности их строения.

21.       Нормативные словари и словари-справочники. Принципы работы с ними.

22.       Коммуникативный аспект культуры речи.

23.       Основные качества речи.

24.       Речевой этикет. Формулы речевого этикета.

25.       Обращение в русском речевом этикете.

26.       Функциональные стили современного русского литературного языка.

27.       Взаимодействие функциональных стилей.

28.       Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности.

29.       Официально-деловая письменная речь. Требования к языку и стилю документов.

30.       Научная речь. Вторичные научные тексты и их разновидности.

31.       Текст в структуре общения. Основные признаки текста.

32.       Текст в структуре общения. Смысловые типы текста.

33.       Стилистика текста. Факторы, определяющие построение текста.

34.       Понятие об ораторском искусстве.

35.       Ораторское искусство – явление историческое.

36.       Ораторское искусство как социальное явление.

37.       Риторика Древней Греции и Древнего Рима.

38.       Основные этапы развития риторики в России.

39.       Современная риторика.

40.       Роды и виды ораторской речи.

41.       Оратор и аудитория.

42.       Основные этапы подготовки к публичному выступлению.

43.       Требования к публичному выступлению. Структура выступления. Требования к публичному выступлению. Виды подготовки.

44.       Композиция публичного выступления. Доказательность и убедительность речи.

45.       Логические и интонационно-мелодические закономерности речи. Техника речи.

46.       Логические и интонационно-мелодические закономерности речи. Компоненты интонации.

•          Примечание. На  зачёте в качестве  третьего вопроса предлагается  индивидуальное практическое  задание  по орфографии, пунктуации, культуре  речи, решению коммуникативных задач.

 

Примерный перечень тем проектов

1. Источники русской фразеологии.

2. Особенности использования средств синтаксической выразительности в текстах современной периодической печати (на примере какой-либо газеты – «Аргументов и фактов», «Московского комсомольца» или др.).

3. Причины падения речевой культуры в современном обществе и задачи её возрождения.

4. Просторечные и жаргонные элементы в публичных выступлениях.

5. Произношение слов иноязычного происхождения.