РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Б1.В.16 Теория и методика подвижных игр».

 

 

 

Направление подготовки

44.03.01. Педагогическое образование

Профиль подготовки

Физическая культура

Квалификация

 бакалавр

 

 

 

 

Москва


1. Наименование дисциплины Б1.В.16 Теория и методика подвижных игр

2. Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель дисциплины – обеспечить студентов комплексом знаний, умений и навыков, которые позволят им успешно использовать подвижные игры и игровые упражнения на занятиях по физической культуре.

      Задачи дисциплины:

• Сформировать у студентов профессиональное мировоззрение, интерес и познавательную активность к проблемам физической культуры;

• Обеспечить освоение студентами знаний теории, методики и организации подвижных игр, целостное осмысление профессиональной деятельности, общих закономерностей данного вида социальной практики;

• Сформировать у студентов убеждение в необходимости применения

подвижных игр как основного средства физической культуры для реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач;

•Сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения, обеспечить освоение ими опыта творческой деятельности

 

3. Место дисциплины в структуре программы бакалавриата

дисциплина является вариативной дисциплиной и изучается в __2__ семестре.

4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Трудовую функцию:

Обобщенная трудовая функция 3.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Трудовая функция – 3.1.1 Обучение

Трудовое действие:

азработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Профессиональные компетенции:

-готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

Знает и понимает: современные методики и технологии реализации образовательной деятельности в рамках основной общеобразовательной программы; основные подходы к реализации учебных программ, в том числе системно-деятельностный подход.

Умеет: применять современные методики и технологии для реализации учебных программ на основе принципов системно-деятельностного подхода; организовывать проектную деятельность; использовать ИКТ-технологии при реализации программ учебных дисциплин

Владеет: навыками использования современных методов и технологий реализации программ учебных дисциплин в организациях основного общего образования.

 

Трудовую функцию:

Обобщенная трудовая функция 3.2.  Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Трудовая функция – 3.2.2.   Педагогическая деятельность по реализации программ начального школьного образования

 

Трудовое действие:

Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек

 

Профессиональные компетенции:

-готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

 

Знает и понимает: федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ

Умеет: реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы 

Владеет: организацией учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

- способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

Знает и понимает: возможности адаптации и динамики состояния  здоровья; повышение уровней школьной зрелости и психофизических показателей учащихся звена как отражение адекватности применяемых технологий обучения; конструирование инновационного процесса обучения учащихся;  инновационные технологии обучения в  системе коллективного обучения; возрастные особенности; соответствие психофизическим особенностям учащихся и         состоянию их здоровья;  здоровье сберегающие и инновационные технологий  обучения

Умеет: использование  здоровье сберегающих технологий и инновационных технологий  обучения;  психолого-педагогических условий и своевременная коррекционная работа позволяют повысить эффективность образовательного процесса и облегчить адаптацию учащихся к начальному обучению;  реальном состоянии здоровья учащихся, их психофизических особенностях и адаптационных возможностях.

Владеет: личностно-деятельностной системой обучения: целостности, системности, непрерывности и преемственности воспитания и обучения; современными методами и технологиями обучения, в том числе и здоровье сберегающими, с учетом психофизического развития и состояния здоровья учащихся; создание психолого-педагогических условий поддержки учащихся при внедрении инновационных технологий обучения, организация и проведение педагогической корректировки учебного процесса.

 

5. Объем дисциплины по видам учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2

 

 

 

Контактная работа (всего)

 

 

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Лекции

18

18

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

36

36

 

 

 

Семинарские занятия (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

В том числе в интерактивной форме

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (СР)

54

54

 

 

 

Форма промежуточного контроля

 

Зачет с оценкой

 

 

 

Всего:

 

 

 

 

 

Часы

108

108

 

 

 

Зачетные единицы

3

3

 

 

 

 

6. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

6.1. Разделы дисциплин и виды занятий

 

п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

СРС

Всего/в том числе в интерактивной форме

1

Лекции

1.Структура курса «Подвижные игры». Подвижные игры как средство физического воспитания.

 

4

 

 

 

4

2.Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика с учетом возрастных особенностей детей.

4

 

 

4

3. Педагогические требования к организации и методике проведения подвижных игр.

4

 

 

4

4. Методика организации и проведения подвижных игр.

4

 

 

4

5.Организация соревнований и спортивных праздников.

2

 

 

2

2

Практические занятия

1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста.

 

2

 

6

 

 

8

 

2. Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста.

 

4

6

10

3. Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста.

 

4

6

10

4.Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста.

 

4

6

10

5.Игры-эстафеты.

 

2

4

6

6.Подвижные игры, переходные к спортивным играм.

 

6

6

12

7.Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой

 

2

6

8

8. Подвижные игры на занятиях гимнастикой

 

2

6

8

9.Подвижные игры для внеурочных форм занятий

 

4

2

6

10. Подвижные игры на местности.

 

2

2

4

11.Игры-аттракционы.

 

2

2

4

12.Спортивный праздник

 

2

2

4

 

Всего

18

36

54

108

 

6.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Лекции 1.Структура курса «Подвижные игры». Подвижные игры как средство физического воспитания.

 

Игра – исторически сложившееся социальное явление. Определение понятия игры (примерное). Отличия игры от труда. Происхождения и развития игры. Классификация подвижных игр (различные схемы классификации). Отличие подвижных игр от спортивных. Примерная схема педагогического анализа подвижной игры. Механизмы обучения подвижным играм.

2

Лекция 2.Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика с учетом возрастных особенностей детей.

 

Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика в связи с возрастными особенностями играющих. Педагогическая характеристика игр детей на различных ступенях обучения и воспитания. Игры младшего, среднего и старшего возраста. Анализ игрового материала школьной программы по физическому воспитанию.

3

Лекция 3 Педагогические требования к организации и методике проведения подвижных игр.

 

 

 

Воспитывающий характер обучения. Реализация дидактических принципов в обучении подвижным играм.

Подготовка к игре. Выбор игры. Подготовка места для проведения занятий. Руководство процессом игры.

4

Лекция 4. Методика организации и проведения подвижных игр.

Составление опорного конспекта по подвиж­ной игре, умение правильно сформулировать педагогические за­дачи в зависимости от контингента занимающихся, уровня физического развития и их подготовленности.

Построение занятий по подвижным играм. Структура урока физической культуры в школе, в вузе с включением подвижных игр. Построение игровых, смешанных и тематических уроков.

6

Лекция 5. Организация соревнований и спортивных праздников.

Виды соревнований. Основная документация при организации соревнований.

7

Практическое занятие 1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста.

 «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Догони меня», «Через ручеек», «У медведя во бору», «Зайцы и волки», «Самолеты», «Гуси-лебеди», «Охотники и зайцы», «С кочки на кочку», «Удочка», «К своим флажкам».

8

Практическое занятие 2. Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста.

«Кто подходил», «Космонавты», «Караси и щука», «Белые медведи», «Совушка», «Два мороза», «Волки во рву», «Мяч на полу», «Команда быстроногих», «Вызов номеров», «Лиса и куры», «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Шишки, желуди, орехи», «Альпинисты», «Прыжки по полоскам», «Кто обгонит», «Попади в мяч».

9

Практическое занятие 3. Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста.

«Часовые и разведчики», «Охотники и утки», «Эстафета с ла­заньем и перелезанием», «Эстафета с элементами равновесия», «Эстафета на полосе препятствий», «Тяни в круг», «Перетягивание  через черту», «Сильные и ловкие», «Петушиный бой», «Вы­зов», «Наступление», «Бег за флажками», «Перебежка с выруч­кой», «Погоня», «Старт после броска», «Охрана перебежек», «День и ночь», «Эстафета по кру­гу», «Удочка» (простая и командная), «Веревочка под ногами», «Прыгуны и пятнашки», «Снайперы», «Защищай товарища», «Ящерица», «Перестрелка», «Ловкие и меткие», «Слон».

10

Практическое занятие 4. Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста.

 «Перехват мяча», «Рывок за мячом», «Гонка с выбыванием», «Сумей догнать», «Перемена мест», «Кто выше», «Борьба за палку», «Под­вижный ринг», «Карусели», «Наперегонки с мячом», «Нападают пятерки», «По наземной мишени», «Перестрел-бол», «Пробей стенку», «Ногой и головой через сетку».

11

Практическое занятие 5. Игры-эстафеты

Круговые: «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Эстафета по кругу» и др.

Линейные: «Передача мячей в колоннах», «Бег пингвинов», «Поезда» и др.

Встречные: «Встречная эстафета с бегом» и др.

12

Практическое занятие 6. Подвижные игры, переходные к спортивным

«Пятнадцать передач», «Баскетбол с надувным мячом» «Передал –садись», «Пионербол», «Волейбол с выбыванием»,  «Два квадрата», «Ногой головой через сетку», «Коридор», «Через заднюю зону», «Меткий футболист», «Пасовка волейболистов» («Летучий мяч»).

13

Практическое занятие 7. Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой

 

Игры для развития выносливости: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Бег командами», «Большая эстафета по кругу», «На горку и с горки», «Эстафета без палок».

Игры для развития быстроты: «Рывок за мячом», «День и ночь», «Колесо», «Перебежки с выручкой», «Встречная эстафета с бе­гом», «Эстафета по кругу», «Сумей догнать».

14

Практическое занятие 8. Подвижные игры на занятиях гимнастикой

«Придумай сам»,  «Мостик и кошка», «Гимнастический марафон», «Построить мост», «Перекати поле».

15

Практическое занятие 9. Подвижные игры для внеурочных форм занятий

 

«Горелки», «У медведя во бору», «Узнай по голосу», «Свето­фор», «Карусель», «Тропинка», «Западня», «Стоп!», «Не оши­бись», «Три движения», «Выстав­ка картин», «Конники», «Успей занять место», «У кого длинный хвост», «Компас», «Передал — садись», «Падающая палка».

16

Практическое занятие 10. Подвижные игры на местности.

«Невидимки», «К флажку», «Ориентировка по слуху», «Пого­ня за лисицами», «Следопыты», «Русская лапта», «Ножная лап­та», «Казаки и разбойники», «Поиски пропавшей группы».

17

Практическое занятие 11. Игры-аттракционы

«Проворные мотальщики», «Рапиристы», «Бы­стрые пальцы», «Вокруг стульев», «Сумей поднять», «Жмурки — носильщики», «Успей подобрать», «Быстрее перенести», «Через скакалку втроем».

18

Практическое занятие 12. Спортивный праздник

«Трудный прыжок», «Достань городок», «Неуловимый шнур», «Извилистой тропой», «По кирпичикам», «Сбей мячик», «Точный рас­чет», «Хлопни по шару», «Точные броски», «Удочки», «Слалом», «Успей проскочить», «Воздушная цель», «Удержи палку», «Лов­кий перемах», «Шайбу в круг», «Землемеры», «Не теряй равно­весия», «Поединок с ракетками», «Поиски звонка», «Кто дальше уйдет», «Шнур-бол», «Вернись в круг», «Метание в корзину», «Остаться в кру­ге».

 

6.3. Образовательные технологии

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

1

Лекция 1.

лекция

2

Лекция 2.

проблемная лекция

3

Лекция 3.

проблемная лекция

4

Лекция 4.

проблемная лекция

5

Лекция 5.

проблемная лекция

6

Практическое занятие 1.

ролевая и деловая игра

7

Практическое занятие 2.

ролевая и деловая игра

8

Практическое занятие 3.

ролевая и деловая игра

9

Практическое занятие 4.

ролевая и деловая игра

10

Практическое занятие 5.

ролевая и деловая игра

11

Практическое занятие 6.

ролевая и деловая игра

12

Практическое занятие 7.

ролевая и деловая игра

13

Практическое занятие 8.

ролевая и деловая игра

14

Практическое занятие 9.

ролевая и деловая игра

15

Практическое занятие 10.

ролевая и деловая игра

16

Практическое занятие 11.

ролевая и деловая игра

17

Практическое занятие 12.

ролевая и деловая игра

 

6.4. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине

Раздел 1. Практическое занятие

Тема 1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения:

1.Значение игры для развития личности ребенка.

2.Виды подвижных игр.

3.Содержание подвижной игры (сюжет, правила и двигательные действия)

 

Раздел 2. Практическое занятие

Тема 1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста.

Вопросы для обсуждения:

1. Подготовка к проведению и выбор подвижной игры.

2. Подготовка площадки для игры.

3.Выбор инвентаря для подвижной игры.

4.Физиологические и психологические особенности школьни­ков 1—4 классов.

5. Подвижные игры для школьников 1—4 классов.

 

Раздел 3. Практическое занятие

Тема 1 Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста.

Вопросы для обсуждения:

1.Начало игры. Размещение игроков.

2.Объяснение правил игры.

3.Способы выделения водящих.

4.Способы распределения на команды.

5.Выбор капитанов игры и выделение помощников

6. Физиологические и психологические особенности школьни­ков 5—6 классов.

7.Физиологические и психологические особенности школьни­ков 7—9 классов.

8.  Подвижные игры для школьников 5—6 классов.

9.  Подвижные игры для школьников 7—9 классов.

 

Раздел 4. Практическое занятие

Тема 1 Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста.

Вопросы для обсуждения:

1.  Действия руководителя в процессе проведения игры.

2.  Роль судьи в процессе проведения игры.

3. Дозировка нагрузки.

4.  Окончание игры и подведение ее итогов.

5.  Физиологические и психологические особенности школьни­ков 10—11 классов.

6.  Подвижные игры для школьников 10—11 классов.

 

Раздел 5. Практическое занятие

Тема 1 Игры-эстафеты Круговые, Линейные, Встречные

Вопросы для обсуждения:

1.Виды подвижных игр.

 

Раздел 6. Практическое занятие

Тема 1 Подвижные игры, переходные к спортивным.

Вопросы для обсуждения:

1.Значение игры для развития личности ребенка.

2.Виды подвижных игр.

3.Значение подвижных игр в занятиях спортом.

 

Раздел 7. Практическое занятие

Тема 1 Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой .

Вопросы для обсуждения:

1.  Действия руководителя в процессе проведения игры.

2.  Роль судьи в процессе проведения игры

3. Дозировка нагрузки.

 

Раздел 8. Практическое занятие

Тема 1 Подвижные игры на занятиях гимнастикой

Вопросы для обсуждения:

1.  Действия руководителя в процессе проведения игры.

2.  Роль судьи в процессе проведения игры

3. Дозировка нагрузки.

 

Раздел 9. Практическое занятие

Тема 1 Подвижные игры для внеурочных форм занятий

Вопросы для обсуждения:

1.Оздоровительное значение подвижных игр.

2. Образовательное значение подвижных игр.

3. Воспитательное значение подвижных игр.

4.Урочная и внеурочная формы проведения подвижных игр.

 

Раздел 10. Практическое занятие

Тема 1 Подвижные игры на местности.

Вопросы для обсуждения:

1.  Особенности проведения подвижных игр на воде.

2.  Особенности проведения подвижных игр зимой на снегу.

3.  Особенности проведения подвижных игр на местности.

 

Раздел 11. Практическое занятие

Тема 1  Игры-аттракционы.

Вопросы для обсуждения:

1.  Организация и проведение игр-аттракционов.

 

Раздел 12. Практическое занятие

Тема 1 Спортивный праздник.

Вопросы для обсуждения:

1. Организация и проведение соревнований по подвижным играм.

 

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине[1]

Контроль качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине проводится в форме дифференцированный зачет.

Конкретный перечень типовых контрольных заданий и иных материалов для оценки результатов освоения дисциплины, а также описание показателей и критериев оценивания компетенций приведен в фонде оценочных средств по дисциплине.

8. Методические указания для обучающихся при освоении дисциплины

Для обеспечения систематической и регулярной работы по изучению дисциплины и успешного прохождения промежуточных и итоговых контрольных мероприятий обучающемуся рекомендуется регулярно изучать каждую тему дисциплины, активно участвуя в аудиторных занятиях и в ходе реализации различных форм самостоятельной индивидуальной работы.

Учитывая структуру и содержание дисциплины, обучающимся рекомендуются следующие методические подходы к освоению материала:

в ходе лекционных занятий:

-                   ориентация на освоение общей характеристики и научных концепций рассматриваемых вопросов,

-                   фиксирование основных положений лекции и ключевых определений рассматриваемой проблемы;

-                   фиксирование спорных моментов и проблем, которые могут стать предметом внимания и изучения на практических занятиях

в ходе практических занятий:

-                   участие в активной дискуссии с обоснованием собственных позиций,

-                   активное участие в обсуждении рассматриваемой темы, выступление с подготовленными заранее докладами и презентациями, участие в выполнении контрольных работ

в ходе самостоятельной работы:

-                   работа с первоисточниками;

-                   подготовка устных выступлений на практических занятиях;

-                   подготовка реферата, эссе;

-                   подготовка презентаций к выступлениям;

-                   подготовка к текущему контролю и промежуточной аттестации по дисциплине.

В основе методических подходов к обучению в ходе освоения дисциплины преимущество отдается современным интерактивным формам и методам, способствующим формированию творческого, компетентностного и деятельностного понимания сущности социальной и профессиональной деятельности, развитию самостоятельности мышления, умений принимать решения.

Выбор и применение определенных образовательных технологий в учебном процессе осуществляется на основе учета специфики учебной деятельности, ее информационно-ресурсной основой и предстоящими видами учебных задач.

Лекциялогически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса. В общих чертах лекцию иногда характеризуют как систематизированное изложение важных проблем науки посредством живой и хорошо организованной речи.

           Проблемная лекция- Отличительной особенностью проблемной лекции является, что преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает обучающихся в их анализ. Проблемная ситуация может создаться при применении преподавателем проблемного вопроса или задания. При этом необходимо так организовать работу на проблемной лекции, чтобы обучающийся находился в социально активной позиции: высказывал свою позицию, задавал вопросы, находил ответы и высказывал предположения.

Другими словами, при проведении лекций проблемного характера процесс познания обучаемых приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

Для теоретического и практического освоения дисциплины большое значение имеет самостоятельная работа обучающихся, осуществляемая индивидуально и под руководством преподавателя.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает самостоятельное изучение отдельных тем, дополнительную подготовку обучающихся к каждому практическому занятию.

При изучении содержания дисциплины организация самостоятельной работы обучающихся должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1) внеаудиторная самостоятельная работа;

2) аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

3) творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

В процессе изучения дисциплины обучающимися предлагаются следующие виды самостоятельной работы:

-                   подготовка к практическим занятиям. Этот вид самостоятельной работы состоит из нескольких этапов: 1) повторение изученного материала. Для этого используются конспекты лекций, рекомендованная основная и дополнительная литература; 2) углубление знаний по теме. Необходимо имеющийся материал в лекциях, учебных пособиях дифференцировать в соответствии с пунктами плана практического занятия. Отдельно выписать неясные вопросы, термины. Лучше это делать на полях конспекта лекции или учебного пособия.

Написание рефератов. Реферат - это краткое изложение содержания научных трудов или литературных источников по определенной теме. Реферат должен включать введение, главную часть и заключение. Во введении кратко излагается значение рассматриваемого вопроса в научном и учебном плане, применительно к теме занятия. Затем излагаются основные положения проблемы и делаются заключение и выводы. В конце работы дается подробный перечень литературных

источников, которыми пользовался обучающийся при написании реферата или доклада.

-                   работа с литературой. Овладение методическими приемами работы с литературой одна из важнейших задач обучающегося.

Работа с литературой включает следующие этапы:

1. Предварительное знакомство с содержанием.

2. Углубленное изучение текста с преследованием следующих целей: усвоить основные положения; усвоить фактический материал; логическое обоснование главной мысли и выводов.

3. Составление плана прочитанного текста. Это необходимо тогда, когда работа не конспектируется, но отдельные положения могут пригодиться на занятиях, при выполнении курсовых, выпускных квалификационных работ, для участия в научных исследованиях.

4. Составление тезисов.

-                   задания на организацию взаимодействия в сети предполагают: обсуждение состоявшегося или предстоящего события, лекции; работа в списках рассылки; общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или обучающимися других групп или вузов, изучающих данную тему; обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции; консультации с преподавателем и другими обучающимися через отсроченную телеконференцию; консультации со специалистами через электронную почту.

9. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

В ходе изучения дисциплины обучающиеся выполняют два вида самостоятельной работы: а) подготовка реферата на основе реферирования литературы и источников; б) подготовка плана-конспекта игры по результатам выполнения учебных практических заданий.

Реферат относится к заданиям, выполняемым самостоятельно обучающимся. Его принято рассматривать как отдельный вид письменной работы. Как правило, реферат освещает определенную тему, которую студент выбирает сам из ряда предложенных преподавателем. Задача реферата – сбор, проведение мониторинга и систематизация полученных сведений, информации.

План-конспект игры содержит краткое описание игр с организационно- методическими указаниями. При анализе игры обращается внимание на следующие основные положения:

1. Быстроту и четкость построения группы в исходное положение для игры.

2. Правильность и целесообразность выбора капитанов, назначение помощников, водящих.

3. Соблюдение установленной последовательности рассказа игры; наличие элементов показа.

4. Руководство игрой (судейство, дозировка, решение педагогической задачи, использование помощников, предупреждение об окончании игры).

 

Вид самостоятельной работы

Количество часов/ зачетных единиц

Семестры

2

Реферат

27/0,75

+

План-конспект игры

27/0,75

+

Всего:

54/1,5

 

Задания для самостоятельной работы:

1.  История возникновения и развития подвижных игр.

2.  Подвижные игры как лечебное средство при восстановлении здоровья больных детей.

3.  Роль игры в формировании личности ребенка.

4.  Особенности организации и методики проведения подвижных игр в младших классах.

5.  Подвижные игры в 4—9 классах: организация и методика про­ведения.

6.  Подвижные игры в старших классах: организация и методика проведения.

7.  Особенности организации и методики проведения подвижных игр во внеурочное время.

8.  Особенности организации и методики проведения подвижных игр в детском оздоровительном лагере.

9.  Организация и проведение соревнований по подвижным играм.

10.  Особенности организации и методики проведения подвижных игр на открытом воздухе (зимой на снегу, летом на воде).

11.  Организация и проведение игр-аттракционов.

12.  Травматизм при занятиях подвижными играми и его предуп­реждение.

13. Особенности подготовки преподавателя к проведению подвиж­ных игр.

14.  Руководство подвижными играми.

 

10. Основная и дополнительная литература, необходимая для освоения дисциплины:

а) основная литература

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.

3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.

 б) дополнительная литература

1. Кожухова, Наталия Николаевна. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Кожухова, Наталия Николаевна ; Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжова, М.М. Борисова ; под ред. С.А. Козловой. - М. : Academia : Издат. центр "Академия", 2008. - 350 с.

2. Жуков, Михаил Николаевич. Подвижные игры : учеб. для студентов пед. вузов по спец. 033100 - Физ. культура / Жуков, Михаил Николаевич ; М.Н. Жуков. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2000, 2002, 2004.

3. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л.В. Былеева и др. - М. : СпортАкадемПресс, 2002.

4. Жуков, Михаил Николаевич. Подвижные игры : учеб. для студентов пед. вузов по спец. 033100 - Физ. культура / Жуков, Михаил Николаевич ; М.Н. Жуков. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2000, 2002, 2004. - 159 с. : ил. - (Высшее образование).

 

11. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

 

12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочные системы

1. Методы обучения с использованием информационных технологий (демонстрация мультимедийных материалов);

2. Перечень интернет-сервисов и электронных ресурсов (электронная почта, электронные учебные и учебно-методические материалы).

3. Microsoft Office (Word, Power Point); СДО МOODLE МГПУ

13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Занятия по дисциплине будут проходить в здании ГАОУ МГПУ ПИФКиС, расположенного по адресу Балаклавский проспект д.32 к.4., в спортивном зале. 

Спортивный зал – специализированный (игровой – баскетбол, волейбол, футзал). Пол - упругий, без щелей и застругов, имеет ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность. Стены – заштукатурены, окрашены, батареи закрыты съемными панелями, которые обеспечивают циркуляцию воздуха. Освещение искусственное по периметру зала и естественное двухсторонние: окна размещены по левой и правой длинной боковой стороне. Светильники защищены от механических повреждений решетками. Вентиляция – приточно-вытяжная с механическим побуждением. В раздевалках (для девочек, для мальчиков) вентиляция с естественным побуждением через окна и фрамуги. Раздевалки покрашены краской, имеются вешалки для одежды, скамейки. Баскетбольные щиты, волейбольные стойки – закреплены сквозными штырями. Скамейки гимнастические размещаются по одной длинной стороне зала. Разметка площадки соответствует нормам (5 см). Инвентарная комната соединяется с залом. Комната оборудована стеллажами для инвентаря. Инвентарь в наличии для проведения учебных занятий. Зал оснащен противопожарной сигнализацией. Санитарное состояние – ежедневная двухразовая уборка и проветривание.



[1] описывается технология проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (с учетом балльно-рейтинговой системы оценки качества освоения образовательной программы)