РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Б1.В.16 Теория и методика подвижных игр».
Направление подготовки
44.03.01. Педагогическое образование
Профиль подготовки
Физическая культура
Квалификация
бакалавр
Москва
1. Наименование дисциплины Б1.В.16 Теория и методика подвижных игр
2. Цель и задачи освоения дисциплины:
Цель дисциплины – обеспечить студентов комплексом знаний, умений и навыков, которые позволят им успешно использовать подвижные игры и игровые упражнения на занятиях по физической культуре.
Задачи дисциплины:
• Сформировать у студентов профессиональное мировоззрение, интерес и познавательную активность к проблемам физической культуры;
• Обеспечить освоение студентами знаний теории, методики и организации подвижных игр, целостное осмысление профессиональной деятельности, общих закономерностей данного вида социальной практики;
• Сформировать у студентов убеждение в необходимости применения
подвижных игр как основного средства физической культуры для реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач;
•Сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения, обеспечить освоение ими опыта творческой деятельности
3. Место дисциплины в структуре программы бакалавриата
дисциплина является вариативной дисциплиной и изучается в __2__ семестре.
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Трудовую функцию:
Обобщенная трудовая функция 3.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Трудовая функция – 3.1.1 Обучение
Трудовое действие:
-разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
Профессиональные компетенции:
-готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
Знает и понимает: современные методики и технологии реализации образовательной деятельности в рамках основной общеобразовательной программы; основные подходы к реализации учебных программ, в том числе системно-деятельностный подход. Умеет: применять современные методики и технологии для реализации учебных программ на основе принципов системно-деятельностного подхода; организовывать проектную деятельность; использовать ИКТ-технологии при реализации программ учебных дисциплин |
Владеет: навыками использования современных методов и технологий реализации программ учебных дисциплин в организациях основного общего образования.
Трудовую функцию:
Обобщенная трудовая функция 3.2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Трудовая функция – 3.2.2. Педагогическая деятельность по реализации программ начального школьного образования
Трудовое действие:
Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек
Профессиональные компетенции:
-готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
Знает и понимает: федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ Умеет: реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы |
Владеет: организацией учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника
В результате изучения дисциплины студент должен:
- способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
Знает и понимает: возможности адаптации и динамики состояния здоровья; повышение уровней школьной зрелости и психофизических показателей учащихся звена как отражение адекватности применяемых технологий обучения; конструирование инновационного процесса обучения учащихся; инновационные технологии обучения в системе коллективного обучения; возрастные особенности; соответствие психофизическим особенностям учащихся и состоянию их здоровья; здоровье сберегающие и инновационные технологий обучения
Умеет: использование здоровье сберегающих технологий и инновационных технологий обучения; психолого-педагогических условий и своевременная коррекционная работа позволяют повысить эффективность образовательного процесса и облегчить адаптацию учащихся к начальному обучению; реальном состоянии здоровья учащихся, их психофизических особенностях и адаптационных возможностях.
Владеет: личностно-деятельностной системой обучения: целостности, системности, непрерывности и преемственности воспитания и обучения; современными методами и технологиями обучения, в том числе и здоровье сберегающими, с учетом психофизического развития и состояния здоровья учащихся; создание психолого-педагогических условий поддержки учащихся при внедрении инновационных технологий обучения, организация и проведение педагогической корректировки учебного процесса.
5. Объем дисциплины по видам учебной работы
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
|||
2 |
|
|
|
||
Контактная работа (всего) |
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Лекции |
18 |
18 |
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
36 |
36 |
|
|
|
Семинарские занятия (С) |
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
|
В том числе в интерактивной форме |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (СР) |
54 |
54 |
|
|
|
Форма промежуточного контроля |
|
Зачет с оценкой |
|
|
|
Всего: |
|
|
|
|
|
Часы |
108 |
108 |
|
|
|
Зачетные единицы |
3 |
3 |
|
|
|
6. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
6.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) |
Лекции |
Практические занятия |
СРС |
Всего/в том числе в интерактивной форме |
1 |
Лекции 1.Структура курса «Подвижные игры». Подвижные игры как средство физического воспитания. |
4
|
|
|
4 |
2.Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика с учетом возрастных особенностей детей. |
4 |
|
|
4 |
|
3. Педагогические требования к организации и методике проведения подвижных игр. |
4 |
|
|
4 |
|
4. Методика организации и проведения подвижных игр. |
4 |
|
|
4 |
|
5.Организация соревнований и спортивных праздников. |
2 |
|
|
2 |
|
2 |
Практические занятия 1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста. |
|
2 |
6
|
8
|
2. Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста. |
|
4 |
6 |
10 |
|
3. Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста. |
|
4 |
6 |
10 |
|
4.Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста. |
|
4 |
6 |
10 |
|
5.Игры-эстафеты. |
|
2 |
4 |
6 |
|
6.Подвижные игры, переходные к спортивным играм. |
|
6 |
6 |
12 |
|
7.Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой |
|
2 |
6 |
8 |
|
8. Подвижные игры на занятиях гимнастикой |
|
2 |
6 |
8 |
|
9.Подвижные игры для внеурочных форм занятий |
|
4 |
2 |
6 |
|
10. Подвижные игры на местности. |
|
2 |
2 |
4 |
|
11.Игры-аттракционы. |
|
2 |
2 |
4 |
|
12.Спортивный праздник |
|
2 |
2 |
4 |
|
|
Всего |
18 |
36 |
54 |
108 |
6.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) |
Содержание раздела |
1 |
Лекции 1.Структура курса «Подвижные игры». Подвижные игры как средство физического воспитания.
|
Игра – исторически сложившееся социальное явление. Определение понятия игры (примерное). Отличия игры от труда. Происхождения и развития игры. Классификация подвижных игр (различные схемы классификации). Отличие подвижных игр от спортивных. Примерная схема педагогического анализа подвижной игры. Механизмы обучения подвижным играм. |
2 |
Лекция 2.Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика с учетом возрастных особенностей детей.
|
Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика в связи с возрастными особенностями играющих. Педагогическая характеристика игр детей на различных ступенях обучения и воспитания. Игры младшего, среднего и старшего возраста. Анализ игрового материала школьной программы по физическому воспитанию. |
3 |
Лекция 3 Педагогические требования к организации и методике проведения подвижных игр.
|
Воспитывающий характер обучения. Реализация дидактических принципов в обучении подвижным играм. Подготовка к игре. Выбор игры. Подготовка места для проведения занятий. Руководство процессом игры. |
4 |
Лекция 4. Методика организации и проведения подвижных игр. |
Составление опорного конспекта по подвижной игре, умение правильно сформулировать педагогические задачи в зависимости от контингента занимающихся, уровня физического развития и их подготовленности. Построение занятий по подвижным играм. Структура урока физической культуры в школе, в вузе с включением подвижных игр. Построение игровых, смешанных и тематических уроков. |
6 |
Лекция 5. Организация соревнований и спортивных праздников. |
Виды соревнований. Основная документация при организации соревнований. |
7 |
Практическое занятие 1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста. |
«Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Догони меня», «Через ручеек», «У медведя во бору», «Зайцы и волки», «Самолеты», «Гуси-лебеди», «Охотники и зайцы», «С кочки на кочку», «Удочка», «К своим флажкам». |
8 |
Практическое занятие 2. Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста. |
«Кто подходил», «Космонавты», «Караси и щука», «Белые медведи», «Совушка», «Два мороза», «Волки во рву», «Мяч на полу», «Команда быстроногих», «Вызов номеров», «Лиса и куры», «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Шишки, желуди, орехи», «Альпинисты», «Прыжки по полоскам», «Кто обгонит», «Попади в мяч». |
9 |
Практическое занятие 3. Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста. |
«Часовые и разведчики», «Охотники и утки», «Эстафета с лазаньем и перелезанием», «Эстафета с элементами равновесия», «Эстафета на полосе препятствий», «Тяни в круг», «Перетягивание через черту», «Сильные и ловкие», «Петушиный бой», «Вызов», «Наступление», «Бег за флажками», «Перебежка с выручкой», «Погоня», «Старт после броска», «Охрана перебежек», «День и ночь», «Эстафета по кругу», «Удочка» (простая и командная), «Веревочка под ногами», «Прыгуны и пятнашки», «Снайперы», «Защищай товарища», «Ящерица», «Перестрелка», «Ловкие и меткие», «Слон». |
10 |
Практическое занятие 4. Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста. |
«Перехват мяча», «Рывок за мячом», «Гонка с выбыванием», «Сумей догнать», «Перемена мест», «Кто выше», «Борьба за палку», «Подвижный ринг», «Карусели», «Наперегонки с мячом», «Нападают пятерки», «По наземной мишени», «Перестрел-бол», «Пробей стенку», «Ногой и головой через сетку». |
11 |
Практическое занятие 5. Игры-эстафеты |
Круговые: «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Эстафета по кругу» и др. Линейные: «Передача мячей в колоннах», «Бег пингвинов», «Поезда» и др. Встречные: «Встречная эстафета с бегом» и др. |
12 |
Практическое занятие 6. Подвижные игры, переходные к спортивным |
«Пятнадцать передач», «Баскетбол с надувным мячом» «Передал –садись», «Пионербол», «Волейбол с выбыванием», «Два квадрата», «Ногой головой через сетку», «Коридор», «Через заднюю зону», «Меткий футболист», «Пасовка волейболистов» («Летучий мяч»). |
13 |
Практическое занятие 7. Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой
|
Игры для развития выносливости: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Бег командами», «Большая эстафета по кругу», «На горку и с горки», «Эстафета без палок». Игры для развития быстроты: «Рывок за мячом», «День и ночь», «Колесо», «Перебежки с выручкой», «Встречная эстафета с бегом», «Эстафета по кругу», «Сумей догнать». |
14 |
Практическое занятие 8. Подвижные игры на занятиях гимнастикой |
«Придумай сам», «Мостик и кошка», «Гимнастический марафон», «Построить мост», «Перекати поле». |
15 |
Практическое занятие 9. Подвижные игры для внеурочных форм занятий
|
«Горелки», «У медведя во бору», «Узнай по голосу», «Светофор», «Карусель», «Тропинка», «Западня», «Стоп!», «Не ошибись», «Три движения», «Выставка картин», «Конники», «Успей занять место», «У кого длинный хвост», «Компас», «Передал — садись», «Падающая палка». |
16 |
Практическое занятие 10. Подвижные игры на местности. |
«Невидимки», «К флажку», «Ориентировка по слуху», «Погоня за лисицами», «Следопыты», «Русская лапта», «Ножная лапта», «Казаки и разбойники», «Поиски пропавшей группы». |
17 |
Практическое занятие 11. Игры-аттракционы |
«Проворные мотальщики», «Рапиристы», «Быстрые пальцы», «Вокруг стульев», «Сумей поднять», «Жмурки — носильщики», «Успей подобрать», «Быстрее перенести», «Через скакалку втроем». |
18 |
Практическое занятие 12. Спортивный праздник |
«Трудный прыжок», «Достань городок», «Неуловимый шнур», «Извилистой тропой», «По кирпичикам», «Сбей мячик», «Точный расчет», «Хлопни по шару», «Точные броски», «Удочки», «Слалом», «Успей проскочить», «Воздушная цель», «Удержи палку», «Ловкий перемах», «Шайбу в круг», «Землемеры», «Не теряй равновесия», «Поединок с ракетками», «Поиски звонка», «Кто дальше уйдет», «Шнур-бол», «Вернись в круг», «Метание в корзину», «Остаться в круге». |
6.3. Образовательные технологии
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Образовательные технологии (в том числе интерактивные) |
1 |
Лекция 1. |
лекция |
2 |
Лекция 2. |
проблемная лекция |
3 |
Лекция 3. |
проблемная лекция |
4 |
Лекция 4. |
проблемная лекция |
5 |
Лекция 5. |
проблемная лекция |
6 |
Практическое занятие 1. |
ролевая и деловая игра |
7 |
Практическое занятие 2. |
ролевая и деловая игра |
8 |
Практическое занятие 3. |
ролевая и деловая игра |
9 |
Практическое занятие 4. |
ролевая и деловая игра |
10 |
Практическое занятие 5. |
ролевая и деловая игра |
11 |
Практическое занятие 6. |
ролевая и деловая игра |
12 |
Практическое занятие 7. |
ролевая и деловая игра |
13 |
Практическое занятие 8. |
ролевая и деловая игра |
14 |
Практическое занятие 9. |
ролевая и деловая игра |
15 |
Практическое занятие 10. |
ролевая и деловая игра |
16 |
Практическое занятие 11. |
ролевая и деловая игра |
17 |
Практическое занятие 12. |
ролевая и деловая игра |
6.4. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине
Раздел 1. Практическое занятие
Тема 1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста.
Вопросы для обсуждения:
1.Значение игры для развития личности ребенка.
2.Виды подвижных игр.
3.Содержание подвижной игры (сюжет, правила и двигательные действия)
Раздел 2. Практическое занятие
Тема 1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста.
Вопросы для обсуждения:
1. Подготовка к проведению и выбор подвижной игры.
2. Подготовка площадки для игры.
3.Выбор инвентаря для подвижной игры.
4.Физиологические и психологические особенности школьников 1—4 классов.
5. Подвижные игры для школьников 1—4 классов.
Раздел 3. Практическое занятие
Тема 1 Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста.
Вопросы для обсуждения:
1.Начало игры. Размещение игроков.
2.Объяснение правил игры.
3.Способы выделения водящих.
4.Способы распределения на команды.
5.Выбор капитанов игры и выделение помощников
6. Физиологические и психологические особенности школьников 5—6 классов.
7.Физиологические и психологические особенности школьников 7—9 классов.
8. Подвижные игры для школьников 5—6 классов.
9. Подвижные игры для школьников 7—9 классов.
Раздел 4. Практическое занятие
Тема 1 Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста.
Вопросы для обсуждения:
1. Действия руководителя в процессе проведения игры.
2. Роль судьи в процессе проведения игры.
3. Дозировка нагрузки.
4. Окончание игры и подведение ее итогов.
5. Физиологические и психологические особенности школьников 10—11 классов.
6. Подвижные игры для школьников 10—11 классов.
Раздел 5. Практическое занятие
Тема 1 Игры-эстафеты Круговые, Линейные, Встречные
Вопросы для обсуждения:
1.Виды подвижных игр.
Раздел 6. Практическое занятие
Тема 1 Подвижные игры, переходные к спортивным.
Вопросы для обсуждения:
1.Значение игры для развития личности ребенка.
2.Виды подвижных игр.
3.Значение подвижных игр в занятиях спортом.
Раздел 7. Практическое занятие
Тема 1 Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой .
Вопросы для обсуждения:
1. Действия руководителя в процессе проведения игры.
2. Роль судьи в процессе проведения игры
3. Дозировка нагрузки.
Раздел 8. Практическое занятие
Тема 1 Подвижные игры на занятиях гимнастикой
Вопросы для обсуждения:
1. Действия руководителя в процессе проведения игры.
2. Роль судьи в процессе проведения игры
3. Дозировка нагрузки.
Раздел 9. Практическое занятие
Тема 1 Подвижные игры для внеурочных форм занятий
Вопросы для обсуждения:
1.Оздоровительное значение подвижных игр.
2. Образовательное значение подвижных игр.
3. Воспитательное значение подвижных игр.
4.Урочная и внеурочная формы проведения подвижных игр.
Раздел 10. Практическое занятие
Тема 1 Подвижные игры на местности.
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности проведения подвижных игр на воде.
2. Особенности проведения подвижных игр зимой на снегу.
3. Особенности проведения подвижных игр на местности.
Раздел 11. Практическое занятие
Тема 1 Игры-аттракционы.
Вопросы для обсуждения:
1. Организация и проведение игр-аттракционов.
Раздел 12. Практическое занятие
Тема 1 Спортивный праздник.
Вопросы для обсуждения:
1. Организация и проведение соревнований по подвижным играм.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине[1]
Контроль качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине проводится в форме дифференцированный зачет.
Конкретный перечень типовых контрольных заданий и иных материалов для оценки результатов освоения дисциплины, а также описание показателей и критериев оценивания компетенций приведен в фонде оценочных средств по дисциплине.
8. Методические указания для обучающихся при освоении дисциплины
Для обеспечения систематической и регулярной работы по изучению дисциплины и успешного прохождения промежуточных и итоговых контрольных мероприятий обучающемуся рекомендуется регулярно изучать каждую тему дисциплины, активно участвуя в аудиторных занятиях и в ходе реализации различных форм самостоятельной индивидуальной работы.
Учитывая структуру и содержание дисциплины, обучающимся рекомендуются следующие методические подходы к освоению материала:
в ходе лекционных занятий:
- ориентация на освоение общей характеристики и научных концепций рассматриваемых вопросов,
- фиксирование основных положений лекции и ключевых определений рассматриваемой проблемы;
- фиксирование спорных моментов и проблем, которые могут стать предметом внимания и изучения на практических занятиях
в ходе практических занятий:
- участие в активной дискуссии с обоснованием собственных позиций,
- активное участие в обсуждении рассматриваемой темы, выступление с подготовленными заранее докладами и презентациями, участие в выполнении контрольных работ
в ходе самостоятельной работы:
- работа с первоисточниками;
- подготовка устных выступлений на практических занятиях;
- подготовка реферата, эссе;
- подготовка презентаций к выступлениям;
- подготовка к текущему контролю и промежуточной аттестации по дисциплине.
В основе методических подходов к обучению в ходе освоения дисциплины преимущество отдается современным интерактивным формам и методам, способствующим формированию творческого, компетентностного и деятельностного понимания сущности социальной и профессиональной деятельности, развитию самостоятельности мышления, умений принимать решения.
Выбор и применение определенных образовательных технологий в учебном процессе осуществляется на основе учета специфики учебной деятельности, ее информационно-ресурсной основой и предстоящими видами учебных задач.
Лекция – логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса. В общих чертах лекцию иногда характеризуют как систематизированное изложение важных проблем науки посредством живой и хорошо организованной речи.
Проблемная лекция- Отличительной особенностью проблемной лекции является, что преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает обучающихся в их анализ. Проблемная ситуация может создаться при применении преподавателем проблемного вопроса или задания. При этом необходимо так организовать работу на проблемной лекции, чтобы обучающийся находился в социально активной позиции: высказывал свою позицию, задавал вопросы, находил ответы и высказывал предположения.
Другими словами, при проведении лекций проблемного характера процесс познания обучаемых приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
Для теоретического и практического освоения дисциплины большое значение имеет самостоятельная работа обучающихся, осуществляемая индивидуально и под руководством преподавателя.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает самостоятельное изучение отдельных тем, дополнительную подготовку обучающихся к каждому практическому занятию.
При изучении содержания дисциплины организация самостоятельной работы обучающихся должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:
1) внеаудиторная самостоятельная работа;
2) аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
3) творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
В процессе изучения дисциплины обучающимися предлагаются следующие виды самостоятельной работы:
- подготовка к практическим занятиям. Этот вид самостоятельной работы состоит из нескольких этапов: 1) повторение изученного материала. Для этого используются конспекты лекций, рекомендованная основная и дополнительная литература; 2) углубление знаний по теме. Необходимо имеющийся материал в лекциях, учебных пособиях дифференцировать в соответствии с пунктами плана практического занятия. Отдельно выписать неясные вопросы, термины. Лучше это делать на полях конспекта лекции или учебного пособия.
Написание рефератов. Реферат - это краткое изложение содержания научных трудов или литературных источников по определенной теме. Реферат должен включать введение, главную часть и заключение. Во введении кратко излагается значение рассматриваемого вопроса в научном и учебном плане, применительно к теме занятия. Затем излагаются основные положения проблемы и делаются заключение и выводы. В конце работы дается подробный перечень литературных
источников, которыми пользовался обучающийся при написании реферата или доклада.
- работа с литературой. Овладение методическими приемами работы с литературой одна из важнейших задач обучающегося.
Работа с литературой включает следующие этапы:
1. Предварительное знакомство с содержанием.
2. Углубленное изучение текста с преследованием следующих целей: усвоить основные положения; усвоить фактический материал; логическое обоснование главной мысли и выводов.
3. Составление плана прочитанного текста. Это необходимо тогда, когда работа не конспектируется, но отдельные положения могут пригодиться на занятиях, при выполнении курсовых, выпускных квалификационных работ, для участия в научных исследованиях.
4. Составление тезисов.
- задания на организацию взаимодействия в сети предполагают: обсуждение состоявшегося или предстоящего события, лекции; работа в списках рассылки; общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или обучающимися других групп или вузов, изучающих данную тему; обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции; консультации с преподавателем и другими обучающимися через отсроченную телеконференцию; консультации со специалистами через электронную почту.
9. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
В ходе изучения дисциплины обучающиеся выполняют два вида самостоятельной работы: а) подготовка реферата на основе реферирования литературы и источников; б) подготовка плана-конспекта игры по результатам выполнения учебных практических заданий.
Реферат относится к заданиям, выполняемым самостоятельно обучающимся. Его принято рассматривать как отдельный вид письменной работы. Как правило, реферат освещает определенную тему, которую студент выбирает сам из ряда предложенных преподавателем. Задача реферата – сбор, проведение мониторинга и систематизация полученных сведений, информации.
План-конспект игры содержит краткое описание игр с организационно- методическими указаниями. При анализе игры обращается внимание на следующие основные положения:
1. Быстроту и четкость построения группы в исходное положение для игры.
2. Правильность и целесообразность выбора капитанов, назначение помощников, водящих.
3. Соблюдение установленной последовательности рассказа игры; наличие элементов показа.
4. Руководство игрой (судейство, дозировка, решение педагогической задачи, использование помощников, предупреждение об окончании игры).
Вид самостоятельной работы |
Количество часов/ зачетных единиц |
Семестры |
2 |
||
Реферат |
27/0,75 |
+ |
План-конспект игры |
27/0,75 |
+ |
Всего: |
54/1,5 |
|
Задания для самостоятельной работы:
1. История возникновения и развития подвижных игр.
2. Подвижные игры как лечебное средство при восстановлении здоровья больных детей.
3. Роль игры в формировании личности ребенка.
4. Особенности организации и методики проведения подвижных игр в младших классах.
5. Подвижные игры в 4—9 классах: организация и методика проведения.
6. Подвижные игры в старших классах: организация и методика проведения.
7. Особенности организации и методики проведения подвижных игр во внеурочное время.
8. Особенности организации и методики проведения подвижных игр в детском оздоровительном лагере.
9. Организация и проведение соревнований по подвижным играм.
10. Особенности организации и методики проведения подвижных игр на открытом воздухе (зимой на снегу, летом на воде).
11. Организация и проведение игр-аттракционов.
12. Травматизм при занятиях подвижными играми и его предупреждение.
13. Особенности подготовки преподавателя к проведению подвижных игр.
14. Руководство подвижными играми.
10. Основная и дополнительная литература, необходимая для освоения дисциплины:
а) основная литература
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.
3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.
б) дополнительная литература
1. Кожухова, Наталия Николаевна. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Кожухова, Наталия Николаевна ; Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжова, М.М. Борисова ; под ред. С.А. Козловой. - М. : Academia : Издат. центр "Академия", 2008. - 350 с.
2. Жуков, Михаил Николаевич. Подвижные игры : учеб. для студентов пед. вузов по спец. 033100 - Физ. культура / Жуков, Михаил Николаевич ; М.Н. Жуков. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2000, 2002, 2004.
3. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л.В. Былеева и др. - М. : СпортАкадемПресс, 2002.
4. Жуков, Михаил Николаевич. Подвижные игры : учеб. для студентов пед. вузов по спец. 033100 - Физ. культура / Жуков, Михаил Николаевич ; М.Н. Жуков. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2000, 2002, 2004. - 159 с. : ил. - (Высшее образование).
11. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочные системы
1. Методы обучения с использованием информационных технологий (демонстрация мультимедийных материалов);
2. Перечень интернет-сервисов и электронных ресурсов (электронная почта, электронные учебные и учебно-методические материалы).
3. Microsoft Office (Word, Power Point); СДО МOODLE МГПУ
13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Занятия по дисциплине будут проходить в здании ГАОУ МГПУ ПИФКиС, расположенного по адресу Балаклавский проспект д.32 к.4., в спортивном зале.
Спортивный зал – специализированный (игровой – баскетбол, волейбол, футзал). Пол - упругий, без щелей и застругов, имеет ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность. Стены – заштукатурены, окрашены, батареи закрыты съемными панелями, которые обеспечивают циркуляцию воздуха. Освещение искусственное по периметру зала и естественное двухсторонние: окна размещены по левой и правой длинной боковой стороне. Светильники защищены от механических повреждений решетками. Вентиляция – приточно-вытяжная с механическим побуждением. В раздевалках (для девочек, для мальчиков) вентиляция с естественным побуждением через окна и фрамуги. Раздевалки покрашены краской, имеются вешалки для одежды, скамейки. Баскетбольные щиты, волейбольные стойки – закреплены сквозными штырями. Скамейки гимнастические размещаются по одной длинной стороне зала. Разметка площадки соответствует нормам (5 см). Инвентарная комната соединяется с залом. Комната оборудована стеллажами для инвентаря. Инвентарь в наличии для проведения учебных занятий. Зал оснащен противопожарной сигнализацией. Санитарное состояние – ежедневная двухразовая уборка и проветривание.
[1] описывается технология проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (с учетом балльно-рейтинговой системы оценки качества освоения образовательной программы)
- Преподаватель: Савин Михаил Владимирович