Выполнение курсовых работ — один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности студентов в системе высших учебных заведений. В стенах учебных заведений студенты делают первые шаги в исследовательской деятельности, знакомятся с логикой и методами педагогического исследования, овладевают основными исследовательскими подходами и умениями, учатся осмысливать свою работу с научных позиций. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего специалиста, развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания. У студента, которому предстоит выполнить курсовую работу, по- является целый ряд вопросов: 1.Как выбрать тему курсовой работы? 2.Как обосновать актуальность темы исследования? 3.Какова структура курсовой работы? 4.Как определить основные характеристики курсовой работы? 5.Как вести работу с ключевыми понятиями по теме исследования? 6.Как оформить текст курсовой работы? 7.Как представить работу на обсуждение? 8. Какую помощь может оказать студенту руководитель? Прежде всего, ответим на вопрос, какую работу можно считать научной? Таких признаков четыре. Первый из них — характер целей, которые мы ставим. Цель может быть практической или познавательной. Учитель ведет уроки с практической целью, чтобы учить и воспитывать детей. Если при этом он получает знания о том, какие приемы в этом классе в данных обстоятельствах дают лучший результат, это еще не наука. Та- кое знание — стихийно-эмпирическое. А вот если ставится научно- познавательная цель — выявить эффективность того или иного научно обоснованного метода обучения или формы проявления воспитатель- ной функции самостоятельной работы, полученное знание «идет в ко- пилку педагогической науки». Второй признак — выделение специального объекта исследования. Объект педагогического исследования лежит в сфере педагогической деятельности. Исследуется всякий раз какой-то участок этой деятельности. Объектом может быть, например, обучение школьников ситуативной речи на иностранном языке, но не сама ситуативная речь. Или формирование учителем у младших школьников гуманистических отношений в учебно-воспитательном процессе, но не сами школьники. Третий признак — применение специальных средств познания. В практической работе учитель применяет методы обучения и воспитания, приемы, организационные формы, материальные средства обучения и воспитания (компьютеры, таблицы, кинофильмы и т. п.). Исследователь применяет методы науки: экспериментирование, моделирование, создание гипотез и т.д. Четвертый признак, последний по порядку перечисления, но не по важности, — однозначность терминологии. Это непременное требование к научному познанию. Разумеется, привести всю науку к однозначности принудительным способом, по приказу невозможно. В ходе ее развития содержание понятий непрерывно обогащается, разветвляется. Это закономерный процесс. Но в рамках одного научного труда: курсовой работы, дипломной работы, диссертации, монографии, статьи и т.д. — автор обязан точно определить главные понятия и придерживаться этих определений до конца. Без специальной оговорки он не имеет права употреблять термин в разных значениях. Итак, принадлежность какого-либо сочинения или изложения к науке определяется по признакам характера целеполагания, выделения специального объекта исследования, применения специальных средств познания, соблюдения однозначности терминологии. Данные методические рекомендации помогут студентам ответить на возникающие вопросы и успешно выполнить курсовую работу