Цель курса – представить эффективную методику подготовки к ЕГЭ по русскому языку посредством системной подачи материала на обобщающих уроках, расширения кругозора учащихся, лингвопсихологического освещения заданий.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

§  показать эффективность лингвопсихологического внимания к заданиям контрольно-измерительных материалов в отдельности и в совокупности,

§  дать углубленное представление о тексте как предмете анализа,

§  продемонстрировать связи филологических знаний с психологическими и логическими основами анализа текста,

§  определить жанровую специфику творческой работы ЕГЭ по русскому языку,

§  обосновать необходимость расширения метаязыкового арсенала учащихся и их общего кругозора через систему проектных заданий;

§  научить оптимально использовать средства языка при устном и письменном в типичных речевых ситуациях,  

§  системно и аспектно представить материал школьной программы с разных точек отсчета.

1.                  Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина Ф2 входит в цикл факультативных курсов вариативной части учебного плана по направлению подготовки бакалавров 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Русский и иностранный (английский) языки») и читается в 9 семестре. Дисциплина является смежной с курсами «Теория и практика современной русской пунктуации», «Топонимика Москвы и литературное краеведение», «Функционально-коммуникативное описание грамматики русского языка», «Жанры научного стиля: рецензирование, аннотирование, резюмирование», «Введение в социолингвистику», «Ключевые концепты русского и английского языков», «История лексики русского языка в сопоставлении с английским языком», «Теория речевого воздействия», «Предложения вывода-обоснования в русском языке», факультативов «Русские словари и принципы работы с ними» и др.

Требования к первоначальному уровню подготовки:

– студент должен иметь знания в области фонетики, словообразования, лексикологии, фразеологии, морфологии, синтаксиса русского языка, культуры речи и риторики;

– иметь представление о типологии текстов, об основных особенностях функциональных стилей русского языка и иметь навыки анализа текста;

– быть компетентен в области семантического анализа отдельных слов, синхронного описания языковых категорий, номинативных и коммуникативных единиц различных уровней, филологического анализа текста.

2.                  Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

§     Способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

§     Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

§     Готов применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

§     Способность к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с учетом знаний об уровневой системе русского языка и ее единицах в единстве их содержания, формы и функции (СК-1);

§     Способность осуществлять анализ текста с точки зрения соответствия его структурно-семантической организации целям и задачам высказывания (СК-2).

В результате изучения дисциплины студент должен:

§     знать спецификацию и классификацию ЕГЭ по русскому языку, структуру и специфику формулировок заданий КИМ;

§     уметь осуществлять аспектную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку,

§     овладеть методикой 1) работы с текстом; 2) анализа заданий с множественным выбором, сопоставительного плана и с самостоятельной формулировкой ответов; 3) подготовки к написанию сочинения-рассуждения; 5) оценки и коррекции ответов, самоанализа.

 

3.      Трудоемкость дисциплины:  2 зачетных единицы  (72 часа), из них: 36 ч. – ауд/пз, 36 ч. – сам. раб.

4.      Основные темы дисциплины:

Тема 1. Классификация, спецификация ЕГЭ по русскому языку, структура КИМ 

Тема 2. Теория и орфография различных частей речи: дедуктивный подход.

Тема 3. Системное освещение орфограмм.

Тема 4. Метаязык в представлении лексики русского языка и художественно-выразительных средств.

Тема 5. Пунктуационные задачи: синтаксическое обоснование.

Тема 6. Проектная система творческих заданий как основной этап подготовки к написанию сочинения-рассуждения.

Тема 7. Многоаспектная работа с текстом.

Тема 8. Психологическая подготовка школьников. Учитель в роли ученика, экзаменуемый в роли экзаменатора.