Цель курса – дать комплексное сопоставительное описание системы топонимов Москвы, охарактеризовав классы и структуру топонимов, источники их номинации, и показать возможности лингвистического краеведения.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

§  Дать определение понятию «топоним» и представить имеющиеся классификации топонимов.

§  Охарактеризовать наиболее значимые топонимы Москвы с позиции истории слова и его мотивационной составляющей.

§  Объяснить внутреннюю форму и современное значение фразеологизмов, «рожденных» в Москве.

§  Представить систему топонимов основных исторических районов Москвы с четырех позиций: а) с точки зрения класса топонима, б) с точки зрения источника наименования, в) с точки зрения структуры топонима; г) отражения традиций и обычаев москвичей.

§  Научить лингвистическому анализу топонимов по картам, атласам, историческим словарям.

§  Провести сопоставительный анализ топонимов и дать углубленное представление о «московском тексте».

§  Продемонстрировать приемы и познакомить с технологией проведения лингвистических экскурсий, определив возможности лингвистического краеведения.

1.                  Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина Б.1 кв.17 входит в цикл курсов по выбору, в вариативную часть учебного плана по направлению подготовки бакалавров 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Русский и иностранный (английский) языки») и читается в 9 семестре. Дисциплина является смежной с курсами «Введение в социолингвистику», «Ключевые концепты русского и английского языков», «История лексики русского языка в сопоставлении с английским языком», «Теория речевого воздействия», «Предложения вывода-обоснования в русском языке», факультативов «Русские словари и принципы работы с ними», «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» и др.

Требования к первоначальному уровню подготовки:

– студент должен иметь знания в области истории языка, словообразования, лексикологии, фразеологии;

– иметь представление о типологии текстов, о разделах ономастики;

– уметь пользоваться лексикографическими, энциклопедическими, кортографическими источниками;

– быть компетентен в области семантического анализа отдельных слов, диахронного и синхронного описания слов и выражений, номинативных и коммуникативных единиц различных уровней, филологического анализа текста.

2.                  Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

§     Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)

§     Способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

§     Готовность к ведению воздействующей, убеждающей речи; способность к ведению полемики; знание основ лингвистической аргументации (СК-3).

В результате изучения дисциплины студент должен:

§     знать классификацию топонимов;

§     уметь осуществлять лингвистический анализ топонимов исторических районов Москвы,

§     овладеть методикой 1) анализа топонимов; 2) извлечения и интерпретации московских топонимов из устойчивых выражений и художественных текстов; 3) анализа лексикографических и картографических источников; 4) составления филологически актуализированных текстов экскурсий; 5) анализа, оценки, коррекции фактического материала.

3.      Трудоемкость дисциплины:  3 зачетных единицы  (108 часов), из них ауд./пз – 42 ч., сам. раб. – 30 ч., курсовой экзамен – 36 ч.

4.      Основные темы дисциплины:

Тема 1. Основные разделы ономастики, понятие «топоним» и его виды. 

Тема 2. Отражение русской истории в московских топонимах.

Тема 3. Фразеологизмы, рожденные в Москве.

Тема 4. Русские традиции и обычаи в переносных значениях многозначных слов.

Тема 5. Корень русского топонима как источник культурологической и исторической информации.

Тема 6. Кремль и Китай-город: система топонимов, урбанонимы и гидронимы.

Тема 7. Занеглименье и Поварская слобода: история России в оронимах и других наименованиях..

Тема 8. Бульварное и Садовое кольцо: система агоронимов, годонимов, геонимов,

Тема 9. Московские окраины и ближнее Подмосковье: дромонимы и ойконимы. Название станций московского метрополитена и железнодорожных платформ.

Тема 10. Возможности лингвистического краеведения и технология проведения филологически актуализированных экскурсионных программ из цикла «Московский текст русской культуры».