3ФИЗБ-О.Д. 

 Учебная программа по дисциплине "Теория и методика спортивных игр".

Цель освоения дисциплины: формирование у студентов готовности к педагогической деятельности в области физической культуры и спорта, способности к самообразованию и к самосовершенствованию в физкультурно-спортивной деятельности.

Основной целью данной программы является ознакомление студентов в рамках изучаемой дисциплины с основами базовых видов командно-спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол), обеспечение прочного и сознательного овладения педагогическими знаниями, которые необходимы им в практической деятельности. Особое внимание в процессе преподавания дисциплины уделяется вопросам методики организации средствами командно-спортивных игр урочной и внеурочной работы в общеобразовательных школах, колледжах, вузах, оздоровительных лагерях и других местах массовой организации физической культуры.

 

Задачи освоения дисциплины:

-   формирование двигательных умений и навыков по основам техники
командно-спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол);

-   формирование умений и навыков по основам тактики командно-спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол);

-   овладение методикой обучения приемам техники и тактики командно-спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол) и своевременного исправления ошибок;

-    формирование умений и навыков необходимых для организации  и
проведения занятий по командно-спортивным играм (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол);

-    формирование   умений   и   навыков   необходимых   для   организации
судейства.

 

2. Место дисциплины в структуре программы

Дисциплина входит в модуль «Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания», вариативной части образовательной программы (ОП) по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и изучается на 3,4 курсе в 5, 6,7 семестре.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Трудовая функция:

- Профессиональный стандарт Педагог. Трудовая функция – 3.1.1. Общепедагогическая функция. Обучение.

Трудовое действие:

планирование и проведение учебных занятий;

организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.

Общекультурную компетенцию:

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).

Общепрофессиональную компетенцию:

способностью проводить учебные занятия по базовым видам спорта с учетом особенностей обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры и требований образовательных стандартов (ОПК-2);

способностью организовывать и проводить соревнования, осуществлять судейство по базовым видам спорта и избранному виду спорта (ОПК-8).

Профессиональную компетенцию:

способностью проводить учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в образовательных организациях, организовывать внеклассную физкультурно-спортивную работу (ПК-4)

Знать и понимать:

пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;

основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;

основные теоретические положения о месте и значении командных спортивных игр в системе физического воспитания, содержании игр, соревновательной деятельности, технике и тактике игры.

Уметь:

организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;

объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;

творчески использовать научную информацию и передовые достижения в методике обучения двигательным действиям и развитию физических качеств у занимающихся. 

Владеть:

формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.;

профессионально-педагогическими навыками, позволяющие решать задачи обучения, организации соревнований и ведения спортивной работы в различных образовательных организациях.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/зачетных единиц

Семестры

V

VI

VII

Контактная работа (всего)

324/|9

72|2

108|3

144|4

В том числе:

--

--

--

 

Лекции

38/1,06

14

12

12

Практические занятия (ПЗ)

106/2,94

40

30

36

Семинарские занятия (С)

--

--

--

 

Лабораторные работы (ЛР)

--

--

--

 

Из них:

--

--

--

 

Интерактивные и активные формы занятий (всего)

75/2,08

45

30

-

Самостоятельная работа (всего)

144/4

54

42

48

В том числе 

 

 

--

 

Подготовка тезисов на основе реферирования литературы и источников

30/0,8

10

10

10

Подготовка презентаций по результатам выполнения учебных практических заданий

15/0,4

5

5

5

Вид промежуточной аттестации

 

зачет

экзамен

экзамен

 

 

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование разделов и тем дисциплины

Лекции

Практические занятия

СРС

Всего

1.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы спортивных игр

1.1

Тема1.1. Общие основы теории и методики баскетбола

2

-

10

12

1.2

Тема 1.2. Общие основы теории и методики футбола

2

-

10

12

1.3

Тема 1.3 Общие основы теории и методики волейбола

2

-

10

12

1.4

Тема 1.4 Общие основы теории и методики гандбола

2

-

10

12

2.

Раздел 2. Содержание игровой деятельности в спортивных играх

2.1

Тема 2.1. Техника нападения в баскетболе. Последовательность обучения игровым приёмам нападения.

-

4

2

17

2.2

Тема 2.2. Техника защиты в баскетболе. Последовательность обучения игровым приёмам защиты.

-

3

2

16

2.3

Тема 2.3.  Тактика нападения в баскетболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия).

-

2

2

4

2.4

Тема 2.4.    Тактика защиты в баскетболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия).

-

2

2

4

2.5

Тема 2.5. Техника нападения в футболе. Последовательность     обучения игровым приёмам нападения.

-

4

2

6

2.6

Тема 2.6. Техника защиты в футболе. Последовательность обучения игровым приёмам защиты.

-

3

2

5

2.7

Тема 2.7.  Тактика нападения в футболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия).

-

2

2

4

2.8

Тема 2.8.    Тактика защиты в футболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия).

-

2

2

4

2.9

Тема 2.9. Техника нападения в волейболе. Последовательность     обучения игровым приёмам нападения.

-

4

2

6

2.10

Тема 2.10. Техника защиты в волейболе. Последовательность обучения игровым приёмам защиты.

-

3

2

5

2.11

Тема 2.11.  Тактика нападения в волейболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия).

-

2

2

4

2.12

Тема 2.12.    Тактика защиты в волейболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия).

-

2

2

4

2.13

Тема 2.13. Техника нападения в гандболе. Последовательность     обучения игровым приёмам нападения.

-

3

2

5

2.14

Тема 2.14. Техника защиты в гандболе. Последовательность обучения игровым приёмам защиты.

-

3

2

5

2.15

Тема 2.15.  Тактика нападения в гандболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия).

-

2

2

4

2.16

Тема 2.16.    Тактика защиты в гандболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия).

-

2

2

4

3.

Раздел 3. Формирование навыков педагогического мастерства

3.1

3.1. Теоретико-методологические аспекты обучения в спортивных играх.

1

-

2

3

3.2

3.2. Методика обучения технике баскетбола.

-

2

2

4

3.3

3.3. Методика обучения тактике баскетбола.

-

2

2

4

3.4

3.4. Методика обучения технике футбола.

-

2

2

4

3.5

3.5. Методика обучения тактике футбола.

-

2

2

4

3.6

3.6. Методика обучения технике волейбола.

-

2

2

4

3.7

3.7. Методика обучения тактике волейбола.

-

2

2

4

3.8

3.8. Методика обучения технике гандбола.

-

2

2

4

3.9

3.9. Методика обучения тактике гандбола.

-

2

2

4

4.

Раздел 4. Организация и проведение соревнований по спортивным играм.

4.1

4.1. Методика организации и проведение соревнований по спортивным играм.

2

-

2

4

4.2

4.2. Правила баскетбола.

2

-

2

4

4.3

4.3. Основы методики судейства в баскетболе.

-

2

-

2

4.4

4.4. Правила футбола.

2

-

2

4

4.5

4.5. Основы методики судейства в футболе.

-

2

-

2

4.6

4.6. Правила волейбола.

2

 

2

4

4.7

4.7. Основы методики судейства в волейболе.

-

2

-

2

4.8

4.8. Правила гандбола.

2

 

2

4

4.9

4.9. Основы методики судейства в гандболе.

-

2

-

2

5.

Раздел 5. Спортивные игры в системе физического воспитания РФ

5.1

5.1.  Особенности проведения занятий по баскетболу с    различным    контингентом занимающихся.

2

2

1

5

5.2

5.1.  Особенности проведения занятий по футболу с    различным    контингентом занимающихся.

2

2

1

5

5.3

5.1.  Особенности проведения занятий по волейболу с    различным    контингентом занимающихся.

2

2

1

5

5.4

5.1.  Особенности проведения занятий по гандболу с    различным    контингентом занимающихся.

2

2

1

5

 

 

 

 

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы спортивных игр

История возникновения спортивных игр, первые правила игры и соревнования. Распространение игры в мире. Развитие спортивной игры, в связи с изменением правил. Участие российских и советских команд в Олимпийских играх, чемпионатах Мира и Европы. Выдающиеся игроки и тренеры. Общие тенденции развития командно-спортивных игр в России. Общие основы техники и тактики спортивных игр. Научные принципы классификации техники и тактики спортивных игр. Понятия и принципы деления на «разделы», «приёмы», «способы», «разновидности» и «условия выполнения». Терминология.

2.

Раздел 2. Содержание игровой деятельности в спортивных играх

Характеристика применения технических приемов и  тактических взаимодействий в игровых условиях. Обучения техническим приемам и тактическим взаимодействиям в спортивных играх. Особенности воспитания физических качеств в спортивных играх. Средства и методы оценки уровня технической и физической подготовленности. Средства для формирования игровых умений и развития специальных физических качеств.

3.

Раздел 3. Формирование навыков педагогического мастерства

Общие основы технологии формирования игровых умений в спортивных играх. Принципы обучения. Задачи обучения. Средства обучения. Методы обучения. Методы организации занимающихся.

4.

Раздел 4. Организация и проведение соревнований по спортивным играм.

Правила соревнований по спортивным играм. Значение правил игры. Их историческое развитие. Изменения правил как объективная необходимость, вызываемая развитием игры. Диалектическая взаимосвязь правил и развитие техники и тактики игры. Методика организации и проведения соревнований. Требования к проведению соревнований. Методика составления расписания игр.

Способы розыгрыша: круговой, разовые встречи, соревнования по турам, турниры. Способ розыгрыша с выбыванием: после одного поражения, после двух поражений. Таблица результатов соревнований. Смешанный способ. Методика судейства. Место судей на площадке во время судейства игр.

5.

Раздел 5. Спортивные игры в системе физического воспитания РФ

Спортивные игры - как средство физического развития, воспитания физических качеств, активного отдыха и укрепления здоровья населения. Особенности организации и проведения занятий с различным контингентом по месту жительства, в образовательных учреждениях и в зонах отдыха. Формы организации занятий, средства и методы. Особенности организации и проведения массовых мероприятий с использованием спортивных игр в образовательных организациях.

 

 

5.3. Содержание практических занятий по дисциплине

 

Раздел 2. Содержание игровой деятельности в спортивных играх.

Тема 2.1. – 2.16. Базовые технические приемы нападения в изучаемых спортивных играх. Место и значение технических приемов нападения в изучаемой игре. Методика обучения технических приемов нападения в изучаемых спортивных играх. Базовые технические приемы в защите в изучаемых спортивных играх. Место и значение технических приемов в защите в изучаемой игре. Методика обучения технических приемов в защите в изучаемых спортивных играх.

Базовые тактические взаимодействия в нападении в изучаемых спортивных играх. Место и значение тактических взаимодействий в нападении в изучаемой игре. Методика обучения тактическим взаимодействиям в нападения в изучаемых спортивных играх. Базовые тактические взаимодействия в защите в изучаемых спортивных играх. Место и значение тактических взаимодействий в защите  в изучаемой игре. Методика обучения тактическим взаимодействиям в защите в изучаемых спортивных играх.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблематика обучения техническим приемам в нападении и защите с учетом особенностей изучаемой спортивной игры.

2. Проблематика обучения тактическим взаимодействиям в нападении и защите с учетом особенностей изучаемой спортивной игры.

3. Последовательность в обучении техническим приемам в нападении и защите с учетом особенностей изучаемой спортивной игры.

4. Последовательность в обучении тактическим взаимодействиям в нападении и защите с учетом особенностей изучаемой спортивной игры.

Задания для самостоятельной работы:

1.      Анализ соревновательной деятельности спортсменов в изучаемой спортивной игре;

2.      Схематично составить классификационную матрицу технического приема в изучаемой спортивной игре.

Список литературы:

1. Волейбол: Учебник для институтов, академий ФК. — М.: Физ­культура, образование, наука, 2000.

2.  Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М. Гандбол: Учебник для ИФК. — М.: ФиС, 1996.

3.  Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: ФиС, 1998.

   4. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья, 2006. – 111 с.

   5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших уч. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.- 480 с.

             6. Спортивные игры. Учебник для вузов в 2т. / под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М. – М.: изд. Центр «Академия», 2004.

 7. Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола: Учебник для институтов, академий ФК. — М.: Советский спорт, 2009.

 

Раздел 3. Формирование навыков педагогического мастерства

Тема 3.2. – 3.9. Подбор форм, методов и средств для эффективного обучения базовым техническим приемам нападения в изучаемых спортивных играх. Контроль освоенности технического приема в изучаемых спортивных играх. Подбор форм, методов и средств для эффективного обучения базовым техническим приемам в защите в изучаемых спортивных играх. Подбор форм, методов и средств для эффективного обучения базовые тактическим взаимодействиям в нападении в изучаемых спортивных играх. Подбор форм, методов и средств для эффективного обучения базовым тактическим взаимодействиям в защите в изучаемых спортивных играх. Принципы обучения и их практическое применения в изучаемых спортивных играх.  

Вопросы для обсуждения:

1. Проблематика подбора форм, методов и средств при обучении техническим приемам в нападении и защите с учетом особенностей изучаемой спортивной игры.

2. Проблематика подбора форм, методов и средств при обучении тактическим взаимодействиям в нападении и защите с учетом особенностей изучаемой спортивной игры.

Задания для самостоятельной работы:

         1. Составление плана-конспекта занятия по обучению техническому  приему в нападении в изучаемой спортивной игре;

         2. Составление плана-конспекта занятия по обучению тактическому  приему в нападении в изучаемой спортивной игре;

         3. Анализ основных методов обучения техническим приемам в спортивных играх.

Список литературы:

1. Волейбол: Учебник для институтов, академий ФК. — М.: Физ­культура, образование, наука, 2000.

2.  Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М. Гандбол: Учебник для ИФК. — М.: ФиС, 1996.

3.  Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: ФиС, 1998.

  4. Костикова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта – М.: ФиС,2001  

  5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших уч. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.- 480 с.

             6. Спортивные игры. Учебник для вузов в 2т. / под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М. – М.: изд. Центр «Академия», 2004.

 7. Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола: Учебник для институтов, академий ФК. — М.: Советский спорт, 2009.

 

 

6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины

Наименование раздела дисциплины

Формируемые компетенции

ОК-8

ОПК-2

ОПК-8

ПК-4

Раздел 1. Теоретико-методологические основы спортивных игр

+

+

 

+

Раздел 2. Содержание игровой деятельности в спортивных играх

 

+

 

+

Раздел 3. Формирование навыков педагогического мастерства

 

+

 

+

Раздел 4. Организация и проведение соревнований по спортивным играм.

+

 

+

+

Раздел 5. Спортивные игры в системе физического воспитания РФ

+

+

 

+