3ФИЗБ-О.Д.
Учебная программа по дисциплине "Теория и методика спортивных игр".
Цель освоения дисциплины: формирование у студентов готовности к педагогической деятельности в области физической культуры и спорта, способности к самообразованию и к самосовершенствованию в физкультурно-спортивной деятельности.
Основной целью данной программы является ознакомление студентов в рамках изучаемой дисциплины с основами базовых видов командно-спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол), обеспечение прочного и сознательного овладения педагогическими знаниями, которые необходимы им в практической деятельности. Особое внимание в процессе преподавания дисциплины уделяется вопросам методики организации средствами командно-спортивных игр урочной и внеурочной работы в общеобразовательных школах, колледжах, вузах, оздоровительных лагерях и других местах массовой организации физической культуры.
Задачи освоения дисциплины:
- формирование двигательных умений и навыков по основам
техники
командно-спортивных игр (баскетбол, волейбол,
футбол, гандбол);
- формирование умений и навыков по основам тактики командно-спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол);
- овладение методикой обучения приемам техники и тактики командно-спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол) и своевременного исправления ошибок;
- формирование умений и навыков необходимых для организации и
проведения занятий по командно-спортивным
играм (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол);
- формирование
умений и навыков
необходимых для организации
судейства.
2. Место дисциплины в структуре программы
Дисциплина входит в модуль «Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания», вариативной части образовательной программы (ОП) по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и изучается на 3,4 курсе в 5, 6,7 семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Трудовая функция:
- Профессиональный стандарт Педагог. Трудовая функция – 3.1.1. Общепедагогическая функция. Обучение.
Трудовое действие:
планирование и проведение учебных занятий;
организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
Общекультурную компетенцию:
способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).
Общепрофессиональную компетенцию:
способностью проводить учебные занятия по базовым видам спорта с учетом особенностей обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры и требований образовательных стандартов (ОПК-2);
способностью организовывать и проводить соревнования, осуществлять судейство по базовым видам спорта и избранному виду спорта (ОПК-8).
Профессиональную компетенцию:
способностью проводить учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в образовательных организациях, организовывать внеклассную физкультурно-спортивную работу (ПК-4)
Знать и понимать:
пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
основные теоретические положения о месте и значении командных спортивных игр в системе физического воспитания, содержании игр, соревновательной деятельности, технике и тактике игры.
Уметь:
организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;
объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
творчески использовать научную информацию и передовые достижения в методике обучения двигательным действиям и развитию физических качеств у занимающихся.
Владеть:
формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.;
профессионально-педагогическими навыками, позволяющие решать задачи обучения, организации соревнований и ведения спортивной работы в различных образовательных организациях.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего часов/зачетных единиц |
Семестры |
||
V |
VI |
VII |
||
Контактная работа (всего) |
324/|9 |
72|2 |
108|3 |
144|4 |
В том числе: |
-- |
-- |
-- |
|
Лекции |
38/1,06 |
14 |
12 |
12 |
Практические занятия (ПЗ) |
106/2,94 |
40 |
30 |
36 |
Семинарские занятия (С) |
-- |
-- |
-- |
|
Лабораторные работы (ЛР) |
-- |
-- |
-- |
|
Из них: |
-- |
-- |
-- |
|
Интерактивные и активные формы занятий (всего) |
75/2,08 |
45 |
30 |
- |
Самостоятельная работа (всего) |
144/4 |
54 |
42 |
48 |
В том числе |
|
|
-- |
|
Подготовка тезисов на основе реферирования литературы и источников |
30/0,8 |
10 |
10 |
10 |
Подготовка презентаций по результатам выполнения учебных практических заданий |
15/0,4 |
5 |
5 |
5 |
Вид промежуточной аттестации |
|
зачет |
экзамен |
экзамен |
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п |
Наименование разделов и тем дисциплины |
Лекции |
Практические занятия |
СРС |
Всего |
1. |
Раздел 1. Теоретико-методологические основы спортивных игр |
||||
1.1 |
Тема1.1. Общие основы теории и методики баскетбола |
2 |
- |
10 |
12 |
1.2 |
Тема 1.2. Общие основы теории и методики футбола |
2 |
- |
10 |
12 |
1.3 |
Тема 1.3 Общие основы теории и методики волейбола |
2 |
- |
10 |
12 |
1.4 |
Тема 1.4 Общие основы теории и методики гандбола |
2 |
- |
10 |
12 |
2. |
Раздел 2. Содержание игровой деятельности в спортивных играх |
||||
2.1 |
Тема 2.1. Техника нападения в баскетболе. Последовательность обучения игровым приёмам нападения. |
- |
4 |
2 |
17 |
2.2 |
Тема 2.2. Техника защиты в баскетболе. Последовательность обучения игровым приёмам защиты. |
- |
3 |
2 |
16 |
2.3 |
Тема 2.3. Тактика нападения в баскетболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия). |
- |
2 |
2 |
4 |
2.4 |
Тема 2.4. Тактика защиты в баскетболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия). |
- |
2 |
2 |
4 |
2.5 |
Тема 2.5. Техника нападения в футболе. Последовательность обучения игровым приёмам нападения. |
- |
4 |
2 |
6 |
2.6 |
Тема 2.6. Техника защиты в футболе. Последовательность обучения игровым приёмам защиты. |
- |
3 |
2 |
5 |
2.7 |
Тема 2.7. Тактика нападения в футболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия). |
- |
2 |
2 |
4 |
2.8 |
Тема 2.8. Тактика защиты в футболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия). |
- |
2 |
2 |
4 |
2.9 |
Тема 2.9. Техника нападения в волейболе. Последовательность обучения игровым приёмам нападения. |
- |
4 |
2 |
6 |
2.10 |
Тема 2.10. Техника защиты в волейболе. Последовательность обучения игровым приёмам защиты. |
- |
3 |
2 |
5 |
2.11 |
Тема 2.11. Тактика нападения в волейболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия). |
- |
2 |
2 |
4 |
2.12 |
Тема 2.12. Тактика защиты в волейболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия). |
- |
2 |
2 |
4 |
2.13 |
Тема 2.13. Техника нападения в гандболе. Последовательность обучения игровым приёмам нападения. |
- |
3 |
2 |
5 |
2.14 |
Тема 2.14. Техника защиты в гандболе. Последовательность обучения игровым приёмам защиты. |
- |
3 |
2 |
5 |
2.15 |
Тема 2.15. Тактика нападения в гандболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия). |
- |
2 |
2 |
4 |
2.16 |
Тема 2.16. Тактика защиты в гандболе (индивидуальные, групповые и командные тактические действия). |
- |
2 |
2 |
4 |
3. |
Раздел 3. Формирование навыков педагогического мастерства |
||||
3.1 |
3.1. Теоретико-методологические аспекты обучения в спортивных играх. |
1 |
- |
2 |
3 |
3.2 |
3.2. Методика обучения технике баскетбола. |
- |
2 |
2 |
4 |
3.3 |
3.3. Методика обучения тактике баскетбола. |
- |
2 |
2 |
4 |
3.4 |
3.4. Методика обучения технике футбола. |
- |
2 |
2 |
4 |
3.5 |
3.5. Методика обучения тактике футбола. |
- |
2 |
2 |
4 |
3.6 |
3.6. Методика обучения технике волейбола. |
- |
2 |
2 |
4 |
3.7 |
3.7. Методика обучения тактике волейбола. |
- |
2 |
2 |
4 |
3.8 |
3.8. Методика обучения технике гандбола. |
- |
2 |
2 |
4 |
3.9 |
3.9. Методика обучения тактике гандбола. |
- |
2 |
2 |
4 |
4. |
Раздел 4. Организация и проведение соревнований по спортивным играм. |
||||
4.1 |
4.1. Методика организации и проведение соревнований по спортивным играм. |
2 |
- |
2 |
4 |
4.2 |
4.2. Правила баскетбола. |
2 |
- |
2 |
4 |
4.3 |
4.3. Основы методики судейства в баскетболе. |
- |
2 |
- |
2 |
4.4 |
4.4. Правила футбола. |
2 |
- |
2 |
4 |
4.5 |
4.5. Основы методики судейства в футболе. |
- |
2 |
- |
2 |
4.6 |
4.6. Правила волейбола. |
2 |
|
2 |
4 |
4.7 |
4.7. Основы методики судейства в волейболе. |
- |
2 |
- |
2 |
4.8 |
4.8. Правила гандбола. |
2 |
|
2 |
4 |
4.9 |
4.9. Основы методики судейства в гандболе. |
- |
2 |
- |
2 |
5. |
Раздел 5. Спортивные игры в системе физического воспитания РФ |
||||
5.1 |
5.1. Особенности проведения занятий по баскетболу с различным контингентом занимающихся. |
2 |
2 |
1 |
5 |
5.2 |
5.1. Особенности проведения занятий по футболу с различным контингентом занимающихся. |
2 |
2 |
1 |
5 |
5.3 |
5.1. Особенности проведения занятий по волейболу с различным контингентом занимающихся. |
2 |
2 |
1 |
5 |
5.4 |
5.1. Особенности проведения занятий по гандболу с различным контингентом занимающихся. |
2 |
2 |
1 |
5 |
5.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1. |
Раздел 1. Теоретико-методологические основы спортивных игр |
История возникновения спортивных игр, первые правила игры и соревнования. Распространение игры в мире. Развитие спортивной игры, в связи с изменением правил. Участие российских и советских команд в Олимпийских играх, чемпионатах Мира и Европы. Выдающиеся игроки и тренеры. Общие тенденции развития командно-спортивных игр в России. Общие основы техники и тактики спортивных игр. Научные принципы классификации техники и тактики спортивных игр. Понятия и принципы деления на «разделы», «приёмы», «способы», «разновидности» и «условия выполнения». Терминология. |
2. |
Раздел 2. Содержание игровой деятельности в спортивных играх |
Характеристика применения технических приемов и тактических взаимодействий в игровых условиях. Обучения техническим приемам и тактическим взаимодействиям в спортивных играх. Особенности воспитания физических качеств в спортивных играх. Средства и методы оценки уровня технической и физической подготовленности. Средства для формирования игровых умений и развития специальных физических качеств. |
3. |
Раздел 3. Формирование навыков педагогического мастерства |
Общие основы технологии формирования игровых умений в спортивных играх. Принципы обучения. Задачи обучения. Средства обучения. Методы обучения. Методы организации занимающихся. |
4. |
Раздел 4. Организация и проведение соревнований по спортивным играм. |
Правила соревнований по спортивным играм. Значение правил игры. Их историческое развитие. Изменения правил как объективная необходимость, вызываемая развитием игры. Диалектическая взаимосвязь правил и развитие техники и тактики игры. Методика организации и проведения соревнований. Требования к проведению соревнований. Методика составления расписания игр. Способы розыгрыша: круговой, разовые встречи, соревнования по турам, турниры. Способ розыгрыша с выбыванием: после одного поражения, после двух поражений. Таблица результатов соревнований. Смешанный способ. Методика судейства. Место судей на площадке во время судейства игр. |
5. |
Раздел 5. Спортивные игры в системе физического воспитания РФ |
Спортивные игры - как средство физического развития, воспитания физических качеств, активного отдыха и укрепления здоровья населения. Особенности организации и проведения занятий с различным контингентом по месту жительства, в образовательных учреждениях и в зонах отдыха. Формы организации занятий, средства и методы. Особенности организации и проведения массовых мероприятий с использованием спортивных игр в образовательных организациях. |
5.3. Содержание практических занятий по дисциплине
Раздел 2. Содержание игровой деятельности в спортивных играх.
Тема 2.1. – 2.16. Базовые технические приемы нападения в изучаемых спортивных играх. Место и значение технических приемов нападения в изучаемой игре. Методика обучения технических приемов нападения в изучаемых спортивных играх. Базовые технические приемы в защите в изучаемых спортивных играх. Место и значение технических приемов в защите в изучаемой игре. Методика обучения технических приемов в защите в изучаемых спортивных играх.
Базовые тактические взаимодействия в нападении в изучаемых спортивных играх. Место и значение тактических взаимодействий в нападении в изучаемой игре. Методика обучения тактическим взаимодействиям в нападения в изучаемых спортивных играх. Базовые тактические взаимодействия в защите в изучаемых спортивных играх. Место и значение тактических взаимодействий в защите в изучаемой игре. Методика обучения тактическим взаимодействиям в защите в изучаемых спортивных играх.
Вопросы для обсуждения:
1. Проблематика обучения техническим приемам в нападении и защите с учетом особенностей изучаемой спортивной игры.
2. Проблематика обучения тактическим взаимодействиям в нападении и защите с учетом особенностей изучаемой спортивной игры.
3. Последовательность в обучении техническим приемам в нападении и защите с учетом особенностей изучаемой спортивной игры.
4. Последовательность в обучении тактическим взаимодействиям в нападении и защите с учетом особенностей изучаемой спортивной игры.
Задания для самостоятельной работы:
1. Анализ соревновательной деятельности спортсменов в изучаемой спортивной игре;
2. Схематично составить классификационную матрицу технического приема в изучаемой спортивной игре.
Список литературы:
1. Волейбол: Учебник для институтов, академий ФК. — М.: Физкультура, образование, наука, 2000.
2. Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М. Гандбол: Учебник для ИФК. — М.: ФиС, 1996.
3. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: ФиС, 1998.
4. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья, 2006. – 111 с.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших уч. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.- 480 с.
6. Спортивные игры. Учебник для вузов в 2т. / под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М. – М.: изд. Центр «Академия», 2004.
7. Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола: Учебник для институтов, академий ФК. — М.: Советский спорт, 2009.
Раздел 3. Формирование навыков педагогического мастерства
Тема 3.2. – 3.9. Подбор форм, методов и средств для эффективного обучения базовым техническим приемам нападения в изучаемых спортивных играх. Контроль освоенности технического приема в изучаемых спортивных играх. Подбор форм, методов и средств для эффективного обучения базовым техническим приемам в защите в изучаемых спортивных играх. Подбор форм, методов и средств для эффективного обучения базовые тактическим взаимодействиям в нападении в изучаемых спортивных играх. Подбор форм, методов и средств для эффективного обучения базовым тактическим взаимодействиям в защите в изучаемых спортивных играх. Принципы обучения и их практическое применения в изучаемых спортивных играх.
Вопросы для обсуждения:
1. Проблематика подбора форм, методов и средств при обучении техническим приемам в нападении и защите с учетом особенностей изучаемой спортивной игры.
2. Проблематика подбора форм, методов и средств при обучении тактическим взаимодействиям в нападении и защите с учетом особенностей изучаемой спортивной игры.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составление плана-конспекта занятия по обучению техническому приему в нападении в изучаемой спортивной игре;
2. Составление плана-конспекта занятия по обучению тактическому приему в нападении в изучаемой спортивной игре;
3. Анализ основных методов обучения техническим приемам в спортивных играх.
Список литературы:
1. Волейбол: Учебник для институтов, академий ФК. — М.: Физкультура, образование, наука, 2000.
2. Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М. Гандбол: Учебник для ИФК. — М.: ФиС, 1996.
3. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: ФиС, 1998.
4. Костикова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта – М.: ФиС,2001
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших уч. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.- 480 с.
6. Спортивные игры. Учебник для вузов в 2т. / под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М. – М.: изд. Центр «Академия», 2004.
7. Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола: Учебник для институтов, академий ФК. — М.: Советский спорт, 2009.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины
Наименование раздела дисциплины |
Формируемые компетенции |
|||
ОК-8 |
ОПК-2 |
ОПК-8 |
ПК-4 |
|
Раздел 1. Теоретико-методологические основы спортивных игр |
+ |
+ |
|
+ |
Раздел 2. Содержание игровой деятельности в спортивных играх |
|
+ |
|
+ |
Раздел 3. Формирование навыков педагогического мастерства |
|
+ |
|
+ |
Раздел 4. Организация и проведение соревнований по спортивным играм. |
+ |
|
+ |
+ |
Раздел 5. Спортивные игры в системе физического воспитания РФ |
+ |
+ |
|
+ |
- Преподаватель: Савин Михаил Владимирович