Основной целью изучения дисциплины «Основы арт-терапии» является формирование у обучающихся представления об арт-терапии, методах и приемах работы; о развивающем, коррекционном и психодиагностическом потенциале арт-терапии.
Задачи дисциплины:
- познакомить обучающихся с основными направлениями арт-терапии;
- исследовать основные подходы к использованию арт-терапевтических техник в психотерапии развития, коррекции;
- познакомить обучающихся с диагностическими возможностями различных арт-терапевтических техник.
- Преподаватель: Телышева Наталья Николаевна
Цель - формирование у обучающихся представления об арттерапии, методах и приемах работы; о развивающем, коррекционном и психодиагностическом потенциале арттерапии.
Задачи:
- познакомить обучающихся с основными направлениями арттерапии;
- исследовать основные подходы к использованию арттерапевтических техник в психотерапии развития, коррекции;
- познакомить обучающихся с диагностическими возможностями различных арттерапевтических техник.
2. Место дисциплины в структуре программы
Дисциплина «Арттерапия» входит в Модуль 4 «Артпсихология» и относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин (В.7). Дисциплина изучается в 3 семестре.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЮ
«Артпсихология»
Направление подготовки
44.04.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки:
Артпедагогика и артпсихология
Москва 2016
1.Паспорт фонда оценочных средств по модулю «Артпсихология»
Наименование трудового действия |
Виды учебной деятельности |
Оценочные средства |
Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды. Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовые действия: Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети-сироты и др.
|
Артпсихология
|
Презентация Семинар Контрольные вопросы
|
Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды. Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
|
Арттерапия |
Презентация Семинар Контрольные вопросы
|
Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды. Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовая деятельность: Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка. Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. |
Психология творческой деятельности |
Презентация Семинар Контрольные вопросы
|
Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды. Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовые действия: Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, художественной) Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Выявление поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития |
Психология искусства/ музыкальная психология
|
Презентация Семинар Контрольные вопросы
|
2.Методические указания для проведения промежуточной аттестации по модулю[3]
Промежуточная аттестация обучающихся по модулю «Артпсихология» проводится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования. Промежуточная аттестация по модулю проводится в соответствии с Учебным планом в 3 семестре в виде зачета для очной формы.
Обучающийся допускается к зачету по модулю в случае выполнения им учебного плана по дисциплинам модуля. В случае наличия учебной задолженности обучающийся отрабатывает пропущенные занятия в форме, предложенной преподавателем и представленной в настоящем ФОС.
Зачет принимает лектор. Зачет проводится в устной форме по вопросам, представленным в рабочих программах дисциплин модуля. Экзаменатору предоставляется право задавать обучающемуся дополнительные вопросы сверх одного теоретического вопроса, а также давать практические задания, связанные с содержанием модуля. При проведении зачета могут быть использованы технические средства.
3.Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся по модулю (комплекты заданий для оценки сформированности трудового действия и критерии оценивания сформированности трудового действия со шкалой оценивания)[4]
Задание 1. Презентация.
Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
Отличительной особенностью презентации является её инновационный характер, то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением. Презентация обычно содержит в себе текст, иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле.
С помощью презентаций учебных тем учебный материал систематизируется и представляется в наиболее наглядном как видео-, так и аудио- виде. Для создания презентаций существует идеальная компьютерная программа Power Point Microsoft Office. Возможности этой программы позволяют сочетать текстовой материал с видеоизображениями и звуковым сопровождением. Демонстрацию проектов можно проводить в текстовом режиме и в режиме слайд-шоу.
Критерии оценки презентации
Критерии оценки |
Содержание оценки |
Количество баллов |
1.Содержательный критерий |
Правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
1
|
2.Логический критерий |
Стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность |
1 |
3. Речевой критерий |
Использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения. |
1
|
4.Психологический критерий |
Взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
1
|
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации |
Соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации. |
1
|
Максимальный балл за данный контрольный срез составляет 20 баллов (4 презентации).
Задание 2. Выступления на семинаре
1. Освещение вопроса семинарского занятия;
2. Добавление к основному выступлению;
3. Постановка вопроса.
Критерии оценки |
Показатели |
Количество баллов |
Степень раскрытия проблемы |
- умение отвечать по собственному плану; - соответствие содержания выступления вопросу семинара; - умение выступать перед аудиторией; - умение отвечать на поставленные вопросы. |
3 балла |
Постановка вопроса |
- умение выделить то, что докладчиком не было освещено; -умение правильно сформулировать вопрос и поставить его перед аудиторией; - умение показать владение проблемой. |
1 балл |
Добавление к выступлению |
- умение выделить то, что докладчиком не было освещено; -умение кратко выступать перед аудиторией; - умение показать владение проблемой. |
1 балл |
Максимальный балл за данный контрольный срез составляет 75 баллов (15 семинаров).
Тематические направления выступлений:
Раздел 1. Артпсихология
- Артпсихология как направление практической психологии для коррекции, поддержки и развития личности.
- Характеристика метода артпсихологии как средства социальной адаптации.
3. Специфика артпсихологических средств. Их смысл, роль, значение
4. Классификация артпсихологических средств с опорой на использование различных изобразительных материалов.
5. Специфика работы с применением средств артпсихологии.
Раздел 2. Арттерапия
- Специфика и терапевтические свойства материала АТ.
- Специфика арттерапевтического подхода.
- Развивающий и коррекционный потенциал искусства.
4. Процедура проведения двух проективных методик (стандартизированный опрос и тест, например, рисунок и рассказ «Дерево» и «Человек»). Суть оценивания данных методик.
- Механизм арттерапии в коррекции эмоционально-личностных расстройств в детском возрасте.
Раздел 3. Психология творческой деятельности
- Основные принципы диагностики сформированности качеств творческой деятельности учащихся
- Методы диагностики сформированности качеств творческой деятельности учащихся
3. Роль средовых факторов в формировании у школьников потребности в творчестве. Развивающая творческая среда, ее характеристики.
4. Методы и приемы организации творческой деятельности. Специфика организации творческой деятельности в дошкольных и школьных учебных заведениях.
5. Проблема формирования ценности творческого процесса и результата творческой деятельности.
Раздел 4. Психология искусства/Музыкальная психология
- Психологические факторы, влияющие на процесс обучения искусству (внутренние и внешние).
2. Психологические механизмы творческого процесса.
- Процессы творчества слушателя, исполнителя, композитора.
- Особенности воспитания средствами искусства в онтогенезе
- Особенности восприятия, воздействия и понимания искусства в различные возрастные периоды
3. Оценочные средства промежуточной аттестации – зачет
Критерии оценки |
Показатели |
Количество баллов |
Степень раскрытия вопросов
|
- владеет понятийным аппаратом учебной дисциплины; объясняет основные понятия учебной дисциплины; выполняет практические задания; - понимает и доказывает значение знаний данной учебной дисциплины в профессиональной деятельности педагога; владеет поведенческой компетенцией; устанавливает межпредметные связи; ориентируется в литературе по проблеме. |
4 балла |
Соблюдение требований к ответу
|
- умение составить план и отвечать по плану; - соответствие содержания ответа раскрываемому вопросу; |
1 балл |
ИТОГ |
|
5 баллов |
Примерные вопросы к зачету
- Готовность к восприятию. Факторы, влияющие на установку восприятия.
2. Психологические свойства восприятия искусства. как: избирательность и предметность, целостность, константность.
3. Психологические механизмы эмоционального переживания – функциональные, мотивационные, операционные.
4. Виды арттерапии.
5. Пространственное построение (рисунок, фото, мозаика, лепка, песок).
- Временное построение (музыка, литература).
- Зрительное построение (фильмотерапия).
- Материал в арттерапии: акварель, гуашь, пастель, пальчиковые краски, пластилин, карандаши, ручки, фломастеры, сангины и др. Свойства, показания и противопоказания к применению.
- Символы в арттерапии.
- Специфика и терапевтические свойства материала АТ.
- Показания и противопоказания к применению различных видов арттерапевтического материала
- Оценивание и оценка в арттерапии. Объективные и субъективные измерения в арттерапии.
- Тестирование в арттерапии.
- Концепция последовательных уровней художественной экспрессии.
- Элементы и компоненты оценивания: выбор материала искусства, способ взаимодействия с материалом искусства, стилистические и экспрессивные элементы произведения искусства, вербальная коммуникация и рефлексия в АТ.
- Психотерапевтические возможности АТ.
- Принципы индивидуальной работы.
- Этапы арттерапевтического процесса. Уровни погружения в терапевтический процесс.
- Терапевтические интервенции.
- Принципы групповой работы.
- Поведенческие паттерны и стратегии.
- Этапы группового взаимодействия.
[1] в соответствии с профессиональным стандартом
[2] дисциплины (указывается название дисциплины), практика (указываются вид практики), НИР
[3] описывается технология промежуточной аттестации по модулю
[4] комплекты заданий и критерии оценки указываются отдельно для каждого оценочного средства
- Преподаватель: Телышева Наталья Николаевна
Цель - знакомство обучающихся с основными подходами к роли искусства в формировании личности, развитии и реализации ее творческих способностей.
Задачи:
- ознакомить обучающихся с психологическими особенностями личности, особенностями взаимодействия личности с социальным миром, факторами, обусловливающими ее гармоничное развитие;
- дать представление об условиях развития творческого потенциала и способностей
- раскрыть психологическую специфику художественно-творческой деятельности;
- дать обучающимся теоретическую базу для реализации творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Место дисциплины в структуре программы
Дисциплина «Артпсихология» входит в Модуль 4 «Артпсихология» и относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин (В.6). Дисциплина изучается в 3 семестре.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЮ
«Артпсихология»
Направление
подготовки
44.04.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки:
Артпедагогика и артпсихология
Москва, 2016
1.Паспорт фонда оценочных средств по модулю «Артпсихология»
Наименование трудового действия |
Виды учебной деятельности |
Оценочные средства |
Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды. Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовые действия: Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети-сироты и др.
|
Артпсихология
|
Презентация Семинар Контрольные вопросы
|
Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды. Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
|
Арттерапия |
Презентация Семинар Контрольные вопросы
|
Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды. Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовая деятельность: Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка. Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. |
Психология творческой деятельности |
Презентация Семинар Контрольные вопросы
|
Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды. Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовые действия: Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, художественной) Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Выявление поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития |
Психология искусства/ музыкальная психология
|
Презентация Семинар Контрольные вопросы
|
2.Методические указания для проведения промежуточной аттестации по модулю[3]
Промежуточная аттестация обучающихся по модулю «Артпсихология» проводится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования. Промежуточная аттестация по модулю проводится в соответствии с Учебным планом в 3 семестре в виде зачета для очной формы.
Обучающийся допускается к зачету по модулю в случае выполнения им учебного плана по дисциплинам модуля. В случае наличия учебной задолженности обучающийся отрабатывает пропущенные занятия в форме, предложенной преподавателем и представленной в настоящем ФОС.
Зачет принимает лектор. Зачет проводится в устной форме по вопросам, представленным в рабочих программах дисциплин модуля. Экзаменатору предоставляется право задавать обучающемуся дополнительные вопросы сверх одного теоретического вопроса, а также давать практические задания, связанные с содержанием модуля. При проведении зачета могут быть использованы технические средства.
3.Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся по модулю (комплекты заданий для оценки сформированности трудового действия и критерии оценивания сформированности трудового действия со шкалой оценивания)[4]
Задание 1. Презентация.
Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
Отличительной особенностью презентации является её инновационный характер, то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением. Презентация обычно содержит в себе текст, иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле.
С помощью презентаций учебных тем учебный материал систематизируется и представляется в наиболее наглядном как видео-, так и аудио- виде. Для создания презентаций существует идеальная компьютерная программа Power Point Microsoft Office. Возможности этой программы позволяют сочетать текстовой материал с видеоизображениями и звуковым сопровождением. Демонстрацию проектов можно проводить в текстовом режиме и в режиме слайд-шоу.
Критерии оценки презентации
Критерии оценки |
Содержание оценки |
Количество баллов |
1.Содержательный критерий |
Правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
1
|
2.Логический критерий |
Стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность |
1 |
3. Речевой критерий |
Использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения. |
1
|
4.Психологический критерий |
Взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
1
|
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации |
Соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации. |
1
|
Максимальный балл за данный контрольный срез составляет 20 баллов (4 презентации).
Задание 2. Выступления на семинаре
1. Освещение вопроса семинарского занятия;
2. Добавление к основному выступлению;
3. Постановка вопроса.
Критерии оценки |
Показатели |
Количество баллов |
Степень раскрытия проблемы |
- умение отвечать по собственному плану; - соответствие содержания выступления вопросу семинара; - умение выступать перед аудиторией; - умение отвечать на поставленные вопросы. |
3 балла |
Постановка вопроса |
- умение выделить то, что докладчиком не было освещено; -умение правильно сформулировать вопрос и поставить его перед аудиторией; - умение показать владение проблемой. |
1 балл |
Добавление к выступлению |
- умение выделить то, что докладчиком не было освещено; -умение кратко выступать перед аудиторией; - умение показать владение проблемой. |
1 балл |
Максимальный балл за данный контрольный срез составляет 75 баллов (15 семинаров).
Тематические направления выступлений:
Раздел 1. Артпсихология
- Артпсихология как направление практической психологии для коррекции, поддержки и развития личности.
- Характеристика метода артпсихологии как средства социальной адаптации.
3. Специфика артпсихологических средств. Их смысл, роль, значение
4. Классификация артпсихологических средств с опорой на использование различных изобразительных материалов.
5. Специфика работы с применением средств артпсихологии.
Раздел 2. Арттерапия
- Специфика и терапевтические свойства материала АТ.
- Специфика арттерапевтического подхода.
- Развивающий и коррекционный потенциал искусства.
4. Процедура проведения двух проективных методик (стандартизированный опрос и тест, например, рисунок и рассказ «Дерево» и «Человек»). Суть оценивания данных методик.
- Механизм арттерапии в коррекции эмоционально-личностных расстройств в детском возрасте.
Раздел 3. Психология творческой деятельности
- Основные принципы диагностики сформированности качеств творческой деятельности учащихся
- Методы диагностики сформированности качеств творческой деятельности учащихся
3. Роль средовых факторов в формировании у школьников потребности в творчестве. Развивающая творческая среда, ее характеристики.
4. Методы и приемы организации творческой деятельности. Специфика организации творческой деятельности в дошкольных и школьных учебных заведениях.
5. Проблема формирования ценности творческого процесса и результата творческой деятельности.
Раздел 4. Психология искусства/Музыкальная психология
- Психологические факторы, влияющие на процесс обучения искусству (внутренние и внешние).
2. Психологические механизмы творческого процесса.
- Процессы творчества слушателя, исполнителя, композитора.
- Особенности воспитания средствами искусства в онтогенезе
- Особенности восприятия, воздействия и понимания искусства в различные возрастные периоды
3. Оценочные средства промежуточной аттестации – зачет
Критерии оценки |
Показатели |
Количество баллов |
Степень раскрытия вопросов
|
- владеет понятийным аппаратом учебной дисциплины; объясняет основные понятия учебной дисциплины; выполняет практические задания; - понимает и доказывает значение знаний данной учебной дисциплины в профессиональной деятельности педагога; владеет поведенческой компетенцией; устанавливает межпредметные связи; ориентируется в литературе по проблеме. |
4 балла |
Соблюдение требований к ответу
|
- умение составить план и отвечать по плану; - соответствие содержания ответа раскрываемому вопросу; |
1 балл |
ИТОГ |
|
5 баллов |
Примерные вопросы к зачету
- Готовность к восприятию. Факторы, влияющие на установку восприятия.
2. Психологические свойства восприятия искусства. как: избирательность и предметность, целостность, константность.
3. Психологические механизмы эмоционального переживания – функциональные, мотивационные, операционные.
4. Виды арттерапии.
5. Пространственное построение (рисунок, фото, мозаика, лепка, песок).
- Временное построение (музыка, литература).
- Зрительное построение (фильмотерапия).
- Материал в арттерапии: акварель, гуашь, пастель, пальчиковые краски, пластилин, карандаши, ручки, фломастеры, сангины и др. Свойства, показания и противопоказания к применению.
- Символы в арттерапии.
- Специфика и терапевтические свойства материала АТ.
- Показания и противопоказания к применению различных видов арттерапевтического материала
- Оценивание и оценка в арттерапии. Объективные и субъективные измерения в арттерапии.
- Тестирование в арттерапии.
- Концепция последовательных уровней художественной экспрессии.
- Элементы и компоненты оценивания: выбор материала искусства, способ взаимодействия с материалом искусства, стилистические и экспрессивные элементы произведения искусства, вербальная коммуникация и рефлексия в АТ.
- Психотерапевтические возможности АТ.
- Принципы индивидуальной работы.
- Этапы арттерапевтического процесса. Уровни погружения в терапевтический процесс.
- Терапевтические интервенции.
- Принципы групповой работы.
- Поведенческие паттерны и стратегии.
- Этапы группового взаимодействия.
- Преподаватель: Телышева Наталья Николаевна
Цель курса - подготовка обучающихся к осуществлению творческой деятельности в учреждениях основного и дополнительного образования.
Задачи:
- ознакомить обучающихся с психологическими особенностями личности и творческой деятельности учащихся;
- раскрыть психологическую специфику художественно-творческой деятельности;
- подготовить обучающихся к практическому осуществлению творческой деятельности с учащимися различных возрастных групп в учреждениях основного и дополнительного образования.
Место дисциплины в структуре программы
Дисциплина «Психология творческой деятельности» входит в Модуль 4 «Артпсихология» и относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин (В.8). Дисциплина изучается в 3 семестре.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЮ
«Артпсихология»
Направление подготовки
44.04.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки:
Артпедагогика и артпсихология
Москва 2016
1.Паспорт фонда оценочных средств по модулю «Артпсихология»
Наименование трудового действия[1] |
Виды учебной деятельности[2] |
Оценочные средства |
Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды. Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовые действия: Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети-сироты и др.
|
Артпсихология
|
Презентация Семинар Контрольные вопросы
|
Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды. Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
|
Арттерапия |
Презентация Семинар Контрольные вопросы
|
Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды. Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовая деятельность: Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка. Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. |
Психология творческой деятельности |
Презентация Семинар Контрольные вопросы
|
Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды. Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовые действия: Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, художественной) Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Выявление поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития |
Психология искусства/ музыкальная психология
|
Презентация Семинар Контрольные вопросы
|
2.Методические указания для проведения промежуточной аттестации по модулю[3]
Промежуточная аттестация обучающихся по модулю «Артпсихология» проводится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования. Промежуточная аттестация по модулю проводится в соответствии с Учебным планом в 3 семестре в виде зачета для очной формы.
Обучающийся допускается к зачету по модулю в случае выполнения им учебного плана по дисциплинам модуля. В случае наличия учебной задолженности обучающийся отрабатывает пропущенные занятия в форме, предложенной преподавателем и представленной в настоящем ФОС.
Зачет принимает лектор. Зачет проводится в устной форме по вопросам, представленным в рабочих программах дисциплин модуля. Экзаменатору предоставляется право задавать обучающемуся дополнительные вопросы сверх одного теоретического вопроса, а также давать практические задания, связанные с содержанием модуля. При проведении зачета могут быть использованы технические средства.
3.Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся по модулю (комплекты заданий для оценки сформированности трудового действия и критерии оценивания сформированности трудового действия со шкалой оценивания)[4]
Задание 1. Презентация.
Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
Отличительной особенностью презентации является её инновационный характер, то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением. Презентация обычно содержит в себе текст, иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле.
С помощью презентаций учебных тем учебный материал систематизируется и представляется в наиболее наглядном как видео-, так и аудио- виде. Для создания презентаций существует идеальная компьютерная программа Power Point Microsoft Office. Возможности этой программы позволяют сочетать текстовой материал с видеоизображениями и звуковым сопровождением. Демонстрацию проектов можно проводить в текстовом режиме и в режиме слайд-шоу.
Критерии оценки презентации
Критерии оценки |
Содержание оценки |
Количество баллов |
1.Содержательный критерий |
Правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
1
|
2.Логический критерий |
Стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность |
1 |
3. Речевой критерий |
Использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения. |
1
|
4.Психологический критерий |
Взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
1
|
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации |
Соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации. |
1
|
Максимальный балл за данный контрольный срез составляет 20 баллов (4 презентации).
Задание 2. Выступления на семинаре
1. Освещение вопроса семинарского занятия;
2. Добавление к основному выступлению;
3. Постановка вопроса.
Критерии оценки |
Показатели |
Количество баллов |
Степень раскрытия проблемы |
- умение отвечать по собственному плану; - соответствие содержания выступления вопросу семинара; - умение выступать перед аудиторией; - умение отвечать на поставленные вопросы. |
3 балла |
Постановка вопроса |
- умение выделить то, что докладчиком не было освещено; -умение правильно сформулировать вопрос и поставить его перед аудиторией; - умение показать владение проблемой. |
1 балл |
Добавление к выступлению |
- умение выделить то, что докладчиком не было освещено; -умение кратко выступать перед аудиторией; - умение показать владение проблемой. |
1 балл |
Максимальный балл за данный контрольный срез составляет 75 баллов (15 семинаров).
Тематические направления выступлений:
Раздел 1. Артпсихология
- Артпсихология как направление практической психологии для коррекции, поддержки и развития личности.
- Характеристика метода артпсихологии как средства социальной адаптации.
3. Специфика артпсихологических средств. Их смысл, роль, значение
4. Классификация артпсихологических средств с опорой на использование различных изобразительных материалов.
5. Специфика работы с применением средств артпсихологии.
Раздел 2. Арттерапия
- Специфика и терапевтические свойства материала АТ.
- Специфика арттерапевтического подхода.
- Развивающий и коррекционный потенциал искусства.
4. Процедура проведения двух проективных методик (стандартизированный опрос и тест, например, рисунок и рассказ «Дерево» и «Человек»). Суть оценивания данных методик.
- Механизм арттерапии в коррекции эмоционально-личностных расстройств в детском возрасте.
Раздел 3. Психология творческой деятельности
- Основные принципы диагностики сформированности качеств творческой деятельности учащихся
- Методы диагностики сформированности качеств творческой деятельности учащихся
3. Роль средовых факторов в формировании у школьников потребности в творчестве. Развивающая творческая среда, ее характеристики.
4. Методы и приемы организации творческой деятельности. Специфика организации творческой деятельности в дошкольных и школьных учебных заведениях.
5. Проблема формирования ценности творческого процесса и результата творческой деятельности.
Раздел 4. Психология искусства/Музыкальная психология
- Психологические факторы, влияющие на процесс обучения искусству (внутренние и внешние).
2. Психологические механизмы творческого процесса.
- Процессы творчества слушателя, исполнителя, композитора.
- Особенности воспитания средствами искусства в онтогенезе
- Особенности восприятия, воздействия и понимания искусства в различные возрастные периоды
3. Оценочные средства промежуточной аттестации – зачет
Критерии оценки |
Показатели |
Количество баллов |
Степень раскрытия вопросов
|
- владеет понятийным аппаратом учебной дисциплины; объясняет основные понятия учебной дисциплины; выполняет практические задания; - понимает и доказывает значение знаний данной учебной дисциплины в профессиональной деятельности педагога; владеет поведенческой компетенцией; устанавливает межпредметные связи; ориентируется в литературе по проблеме. |
4 балла |
Соблюдение требований к ответу
|
- умение составить план и отвечать по плану; - соответствие содержания ответа раскрываемому вопросу; |
1 балл |
ИТОГ |
|
5 баллов |
Примерные вопросы к зачету
- Готовность к восприятию. Факторы, влияющие на установку восприятия.
2. Психологические свойства восприятия искусства. как: избирательность и предметность, целостность, константность.
3. Психологические механизмы эмоционального переживания – функциональные, мотивационные, операционные.
4. Виды арттерапии.
5. Пространственное построение (рисунок, фото, мозаика, лепка, песок).
- Временное построение (музыка, литература).
- Зрительное построение (фильмотерапия).
- Материал в арттерапии: акварель, гуашь, пастель, пальчиковые краски, пластилин, карандаши, ручки, фломастеры, сангины и др. Свойства, показания и противопоказания к применению.
- Символы в арттерапии.
- Специфика и терапевтические свойства материала АТ.
- Показания и противопоказания к применению различных видов арттерапевтического материала
- Оценивание и оценка в арттерапии. Объективные и субъективные измерения в арттерапии.
- Тестирование в арттерапии.
- Концепция последовательных уровней художественной экспрессии.
- Элементы и компоненты оценивания: выбор материала искусства, способ взаимодействия с материалом искусства, стилистические и экспрессивные элементы произведения искусства, вербальная коммуникация и рефлексия в АТ.
- Психотерапевтические возможности АТ.
- Принципы индивидуальной работы.
- Этапы арттерапевтического процесса. Уровни погружения в терапевтический процесс.
- Терапевтические интервенции.
- Принципы групповой работы.
- Поведенческие паттерны и стратегии.
- Этапы группового взаимодействия.
- Преподаватель: Телышева Наталья Николаевна
- Преподаватель: Телышева Наталья Николаевна