Основной целью изучения дисциплины «Основы арт-терапии» является формирование у обучающихся представления об арт-терапии, методах и приемах работы; о развивающем, коррекционном и психодиагностическом потенциале арт-терапии.

Задачи дисциплины:

- познакомить обучающихся с основными направлениями арт-терапии;

- исследовать основные подходы к использованию арт-терапевтических техник в психотерапии развития, коррекции;

- познакомить обучающихся с диагностическими возможностями различных арт-терапевтических техник.


Цель - формирование у обучающихся представления об арттерапии, методах и приемах работы; о развивающем, коррекционном и психодиагностическом потенциале арттерапии.

Задачи:

- познакомить обучающихся с основными направлениями арттерапии;

- исследовать основные подходы к использованию арттерапевтических техник в психотерапии развития, коррекции;

- познакомить обучающихся с диагностическими возможностями различных арттерапевтических техник.

 

2. Место дисциплины в структуре программы

Дисциплина «Арттерапия» входит в Модуль 4 «Артпсихология» и относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин (В.7). Дисциплина изучается в 3 семестре.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЮ

«Артпсихология»

Направление подготовки

44.04.01 Педагогическое образование 

Профиль подготовки:

Артпедагогика и артпсихология 

Москва 2016 


1.Паспорт фонда оценочных средств по модулю «Артпсихология»

Наименование трудового действия

Виды учебной деятельности

Оценочные средства

Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды.

Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовые действия: Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети-сироты и др.

 

Артпсихология

 

Презентация

Семинар

Контрольные вопросы

 

Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды.

Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.

Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

 

Арттерапия

Презентация

Семинар

Контрольные вопросы

 

Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды.

Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовая деятельность: Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка.

Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

Психология творческой деятельности

Презентация

Семинар

Контрольные вопросы

 

Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды.

Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовые действия: Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, художественной)

Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Выявление поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Психология искусства/ музыкальная психология

 

Презентация

Семинар

Контрольные вопросы

 

 

 

2.Методические указания для проведения промежуточной аттестации по модулю[3]

Промежуточная аттестация обучающихся по модулю «Артпсихология» проводится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования. Промежуточная аттестация по модулю проводится в соответствии с Учебным планом в 3 семестре в виде зачета для очной формы.

Обучающийся допускается к зачету по модулю в случае выполнения им учебного плана по дисциплинам модуля. В случае наличия учебной задолженности обучающийся отрабатывает пропущенные занятия в форме, предложенной преподавателем и представленной в настоящем ФОС.

Зачет принимает лектор. Зачет проводится в устной форме по вопросам, представленным в рабочих программах дисциплин модуля. Экзаменатору предоставляется право задавать обучающемуся дополнительные вопросы сверх одного теоретического вопроса, а также давать практические задания, связанные с содержанием модуля. При проведении зачета могут быть использованы технические средства.

 

3.Оценочные средства для проведения  промежуточной аттестации обучающихся по модулю (комплекты заданий для оценки сформированности трудового действия  и критерии оценивания сформированности трудового действия со шкалой оценивания)[4]

Задание 1. Презентация.

Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

Отличительной особенностью презентации является её инновационный характер, то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением. Презентация обычно содержит в себе текст, иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле.

С помощью презентаций учебных тем учебный материал систематизируется и представляется в наиболее наглядном как видео-, так и аудио- виде. Для создания презентаций существует идеальная компьютерная программа Power Point Microsoft Office. Возможности этой программы позволяют сочетать текстовой материал с видеоизображениями и звуковым сопровождением. Демонстрацию проектов можно проводить в текстовом режиме и в режиме слайд-шоу.

 

Критерии оценки презентации

 

Критерии оценки

Содержание оценки

Количество баллов

1.Содержательный критерий

Правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

1

 

2.Логический критерий

Стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

1

3. Речевой критерий

Использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения.

1

 

 

4.Психологический критерий

Взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

1

 

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

Соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации.

 

1

 

 

 

 

Максимальный балл за данный контрольный срез составляет 20 баллов  (4 презентации).

 

Задание 2. Выступления  на семинаре

 

1.      Освещение вопроса семинарского занятия;

2.      Добавление к основному выступлению;

3.      Постановка вопроса.

 

Критерии оценки

Показатели

Количество баллов

Степень раскрытия проблемы

- умение  отвечать по собственному плану;

- соответствие содержания  выступления вопросу семинара;
-  полнота и глубина раскрытия вопроса;
- умение обобщать, делать выводы, доказывать основные положения и выводы;

- умение  выступать перед аудиторией;

- умение отвечать на поставленные вопросы.

3 балла

Постановка вопроса

- умение выделить то, что докладчиком не было освещено;

-умение правильно сформулировать вопрос и  поставить его перед аудиторией;

- умение показать владение проблемой. 

1 балл

Добавление к выступлению

- умение выделить то, что докладчиком не было освещено;

-умение кратко выступать перед аудиторией;

- умение показать владение проблемой. 

1 балл

Максимальный балл за данный контрольный срез составляет 75 баллов (15 семинаров).

 

Тематические направления выступлений:

Раздел  1. Артпсихология

  1. Артпсихология как направление практической психологии для коррекции, поддержки и развития личности.
  2. Характеристика метода артпсихологии как средства социальной адаптации.

3.      Специфика артпсихологических средств. Их смысл, роль, значение

4.      Классификация артпсихологических средств с опорой на использование различных изобразительных материалов.

5.      Специфика работы с применением средств артпсихологии.

 

Раздел 2. Арттерапия

  1. Специфика и терапевтические свойства материала АТ.
  2. Специфика арттерапевтического подхода.
  3. Развивающий и коррекционный потенциал искусства.

4.      Процедура проведения двух проективных методик (стандартизированный опрос и тест, например, рисунок и рассказ «Дерево» и «Человек»). Суть оценивания данных методик.

  1. Механизм арттерапии в коррекции эмоционально-личностных расстройств в детском возрасте.

 

Раздел 3. Психология творческой деятельности

  1. Основные принципы диагностики сформированности качеств творческой деятельности учащихся
  2. Методы диагностики сформированности качеств творческой деятельности учащихся

3.      Роль средовых факторов в формировании у школьников потребности в творчестве. Развивающая творческая среда, ее характеристики.

4.      Методы и приемы организации творческой деятельности. Специфика организации творческой деятельности в дошкольных и школьных учебных заведениях.

5.      Проблема формирования ценности творческого процесса и результата творческой деятельности.

 

Раздел 4. Психология искусства/Музыкальная психология

  1. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения искусству (внутренние и внешние).

2.      Психологические механизмы творческого процесса.

  1. Процессы творчества слушателя, исполнителя, композитора.
  2. Особенности воспитания средствами искусства в онтогенезе
  3. Особенности восприятия, воздействия и понимания искусства в различные возрастные периоды

 

 

3. Оценочные средства промежуточной аттестации – зачет

Критерии оценки

Показатели

Количество баллов

Степень раскрытия вопросов 

 

- владеет понятийным аппаратом учебной дисциплины; объясняет основные понятия учебной дисциплины;  выполняет практические задания;

- понимает и доказывает значение знаний данной учебной дисциплины в профессиональной деятельности педагога; владеет поведенческой компетенцией; устанавливает межпредметные связи;  ориентируется в литературе по проблеме.

 

 

4 балла

Соблюдение требований к ответу

 

- умение составить план и отвечать по плану;

- соответствие содержания  ответа раскрываемому вопросу;
-  полнота и глубина раскрытия вопроса;
 - умение обобщать, делать выводы, доказывать основные положения.

 

 

 

 

1 балл

ИТОГ

 

5 баллов

 

Примерные вопросы к зачету

 

  1. Готовность к восприятию. Факторы, влияющие на установку восприятия.

2.      Психологические свойства восприятия искусства. как: избирательность и предметность, целостность, константность.

3.      Психологические механизмы эмоционального переживания – функциональные, мотивационные, операционные.

4.      Виды арттерапии.

5.      Пространственное построение (рисунок, фото, мозаика, лепка, песок).

  1. Временное построение (музыка, литература).
  2. Зрительное построение (фильмотерапия).
  3. Материал в арттерапии: акварель, гуашь, пастель, пальчиковые краски, пластилин, карандаши, ручки, фломастеры, сангины и др. Свойства, показания и противопоказания к применению.
  4. Символы в арттерапии.
  5. Специфика и терапевтические свойства материала АТ.
  6. Показания и противопоказания к применению различных видов арттерапевтического материала
  7. Оценивание и оценка в арттерапии. Объективные и субъективные измерения в арттерапии.
  8. Тестирование в арттерапии.
  9. Концепция последовательных уровней художественной экспрессии.
  10. Элементы и компоненты оценивания: выбор материала искусства, способ взаимодействия с материалом искусства, стилистические и экспрессивные элементы произведения искусства, вербальная коммуникация и рефлексия в АТ.
  11. Психотерапевтические возможности АТ.
  12. Принципы индивидуальной работы.
  13. Этапы арттерапевтического процесса. Уровни погружения в терапевтический процесс.
  14. Терапевтические интервенции.
  15. Принципы групповой работы.
  16. Поведенческие паттерны и стратегии.
  17.  Этапы группового взаимодействия.

 



[1] в соответствии с профессиональным стандартом

[2] дисциплины (указывается название дисциплины), практика (указываются вид практики), НИР

[3] описывается технология промежуточной аттестации по модулю

[4] комплекты заданий и критерии оценки указываются отдельно для каждого оценочного средства




Цель - знакомство обучающихся с основными подходами к роли искусства в формировании личности, развитии и реализации ее творческих способностей.

Задачи:

- ознакомить обучающихся с психологическими особенностями личности, особенностями взаимодействия личности с социальным миром, факторами, обусловливающими ее гармоничное развитие;

- дать представление об условиях развития творческого потенциала и способностей

- раскрыть психологическую специфику художественно-творческой деятельности;

- дать обучающимся теоретическую базу для реализации творческого потенциала в профессиональной деятельности. 

Место дисциплины в структуре программы

Дисциплина «Артпсихология» входит в Модуль 4 «Артпсихология» и относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин (В.6). Дисциплина изучается в 3 семестре.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЮ

«Артпсихология»

Направление подготовки

44.04.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки:

Артпедагогика и артпсихология

Москва, 2016 


1.Паспорт фонда оценочных средств по модулю «Артпсихология»

Наименование трудового действия

Виды учебной деятельности

Оценочные средства

Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды.

Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовые действия: Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети-сироты и др.

 

Артпсихология

 

Презентация

Семинар

Контрольные вопросы

 

Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды.

Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.

Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

 

Арттерапия

Презентация

Семинар

Контрольные вопросы

 

Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды.

Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовая деятельность: Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка.

Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

Психология творческой деятельности

Презентация

Семинар

Контрольные вопросы

 

Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды.

Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовые действия: Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, художественной)

Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Выявление поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Психология искусства/ музыкальная психология

 

Презентация

Семинар

Контрольные вопросы

 

 

 

2.Методические указания для проведения промежуточной аттестации по модулю[3]

Промежуточная аттестация обучающихся по модулю «Артпсихология» проводится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования. Промежуточная аттестация по модулю проводится в соответствии с Учебным планом в 3 семестре в виде зачета для очной формы.

Обучающийся допускается к зачету по модулю в случае выполнения им учебного плана по дисциплинам модуля. В случае наличия учебной задолженности обучающийся отрабатывает пропущенные занятия в форме, предложенной преподавателем и представленной в настоящем ФОС.

Зачет принимает лектор. Зачет проводится в устной форме по вопросам, представленным в рабочих программах дисциплин модуля. Экзаменатору предоставляется право задавать обучающемуся дополнительные вопросы сверх одного теоретического вопроса, а также давать практические задания, связанные с содержанием модуля. При проведении зачета могут быть использованы технические средства.

 

3.Оценочные средства для проведения  промежуточной аттестации обучающихся по модулю (комплекты заданий для оценки сформированности трудового действия  и критерии оценивания сформированности трудового действия со шкалой оценивания)[4]

Задание 1. Презентация.

Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

Отличительной особенностью презентации является её инновационный характер, то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением. Презентация обычно содержит в себе текст, иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле.

С помощью презентаций учебных тем учебный материал систематизируется и представляется в наиболее наглядном как видео-, так и аудио- виде. Для создания презентаций существует идеальная компьютерная программа Power Point Microsoft Office. Возможности этой программы позволяют сочетать текстовой материал с видеоизображениями и звуковым сопровождением. Демонстрацию проектов можно проводить в текстовом режиме и в режиме слайд-шоу.

 

Критерии оценки презентации

 

Критерии оценки

Содержание оценки

Количество баллов

1.Содержательный критерий

Правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

1

 

2.Логический критерий

Стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

1

3. Речевой критерий

Использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения.

1

 

 

4.Психологический критерий

Взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

1

 

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

Соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации.

 

1

 

 

 

 

Максимальный балл за данный контрольный срез составляет 20 баллов  (4 презентации).

 

Задание 2. Выступления  на семинаре

 

1.      Освещение вопроса семинарского занятия;

2.      Добавление к основному выступлению;

3.      Постановка вопроса.

 

Критерии оценки

Показатели

Количество баллов

Степень раскрытия проблемы

- умение  отвечать по собственному плану;

- соответствие содержания  выступления вопросу семинара;
-  полнота и глубина раскрытия вопроса;
- умение обобщать, делать выводы, доказывать основные положения и выводы;

- умение  выступать перед аудиторией;

- умение отвечать на поставленные вопросы.

3 балла

Постановка вопроса

- умение выделить то, что докладчиком не было освещено;

-умение правильно сформулировать вопрос и  поставить его перед аудиторией;

- умение показать владение проблемой. 

1 балл

Добавление к выступлению

- умение выделить то, что докладчиком не было освещено;

-умение кратко выступать перед аудиторией;

- умение показать владение проблемой. 

1 балл

Максимальный балл за данный контрольный срез составляет 75 баллов (15 семинаров).

 

Тематические направления выступлений:

Раздел  1. Артпсихология

  1. Артпсихология как направление практической психологии для коррекции, поддержки и развития личности.
  2. Характеристика метода артпсихологии как средства социальной адаптации.

3.      Специфика артпсихологических средств. Их смысл, роль, значение

4.      Классификация артпсихологических средств с опорой на использование различных изобразительных материалов.

5.      Специфика работы с применением средств артпсихологии.

 

Раздел 2. Арттерапия

  1. Специфика и терапевтические свойства материала АТ.
  2. Специфика арттерапевтического подхода.
  3. Развивающий и коррекционный потенциал искусства.

4.      Процедура проведения двух проективных методик (стандартизированный опрос и тест, например, рисунок и рассказ «Дерево» и «Человек»). Суть оценивания данных методик.

  1. Механизм арттерапии в коррекции эмоционально-личностных расстройств в детском возрасте.

 

Раздел 3. Психология творческой деятельности

  1. Основные принципы диагностики сформированности качеств творческой деятельности учащихся
  2. Методы диагностики сформированности качеств творческой деятельности учащихся

3.      Роль средовых факторов в формировании у школьников потребности в творчестве. Развивающая творческая среда, ее характеристики.

4.      Методы и приемы организации творческой деятельности. Специфика организации творческой деятельности в дошкольных и школьных учебных заведениях.

5.      Проблема формирования ценности творческого процесса и результата творческой деятельности.

 

Раздел 4. Психология искусства/Музыкальная психология

  1. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения искусству (внутренние и внешние).

2.      Психологические механизмы творческого процесса.

  1. Процессы творчества слушателя, исполнителя, композитора.
  2. Особенности воспитания средствами искусства в онтогенезе
  3. Особенности восприятия, воздействия и понимания искусства в различные возрастные периоды

 

 

3. Оценочные средства промежуточной аттестации – зачет

Критерии оценки

Показатели

Количество баллов

Степень раскрытия вопросов 

 

- владеет понятийным аппаратом учебной дисциплины; объясняет основные понятия учебной дисциплины;  выполняет практические задания;

- понимает и доказывает значение знаний данной учебной дисциплины в профессиональной деятельности педагога; владеет поведенческой компетенцией; устанавливает межпредметные связи;  ориентируется в литературе по проблеме.

 

 

4 балла

Соблюдение требований к ответу

 

- умение составить план и отвечать по плану;

- соответствие содержания  ответа раскрываемому вопросу;
-  полнота и глубина раскрытия вопроса;
 - умение обобщать, делать выводы, доказывать основные положения.

 

 

 

 

1 балл

ИТОГ

 

5 баллов

 

Примерные вопросы к зачету

 

  1. Готовность к восприятию. Факторы, влияющие на установку восприятия.

2.      Психологические свойства восприятия искусства. как: избирательность и предметность, целостность, константность.

3.      Психологические механизмы эмоционального переживания – функциональные, мотивационные, операционные.

4.      Виды арттерапии.

5.      Пространственное построение (рисунок, фото, мозаика, лепка, песок).

  1. Временное построение (музыка, литература).
  2. Зрительное построение (фильмотерапия).
  3. Материал в арттерапии: акварель, гуашь, пастель, пальчиковые краски, пластилин, карандаши, ручки, фломастеры, сангины и др. Свойства, показания и противопоказания к применению.
  4. Символы в арттерапии.
  5. Специфика и терапевтические свойства материала АТ.
  6. Показания и противопоказания к применению различных видов арттерапевтического материала
  7. Оценивание и оценка в арттерапии. Объективные и субъективные измерения в арттерапии.
  8. Тестирование в арттерапии.
  9. Концепция последовательных уровней художественной экспрессии.
  10. Элементы и компоненты оценивания: выбор материала искусства, способ взаимодействия с материалом искусства, стилистические и экспрессивные элементы произведения искусства, вербальная коммуникация и рефлексия в АТ.
  11. Психотерапевтические возможности АТ.
  12. Принципы индивидуальной работы.
  13. Этапы арттерапевтического процесса. Уровни погружения в терапевтический процесс.
  14. Терапевтические интервенции.
  15. Принципы групповой работы.
  16. Поведенческие паттерны и стратегии.
  17.  Этапы группового взаимодействия.

Цель курса - подготовка обучающихся к осуществлению творческой деятельности в учреждениях основного и дополнительного образования.

Задачи:

- ознакомить обучающихся с психологическими особенностями личности и творческой деятельности учащихся;

- раскрыть психологическую специфику художественно-творческой деятельности;

- подготовить обучающихся к практическому осуществлению творческой деятельности с учащимися различных возрастных групп в учреждениях основного и дополнительного образования.

 Место дисциплины в структуре программы

Дисциплина «Психология творческой деятельности» входит в Модуль 4 «Артпсихология» и относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин (В.8). Дисциплина изучается в 3 семестре.


ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЮ 

«Артпсихология» 

Направление подготовки

44.04.01 Педагогическое образование 

Профиль подготовки:

Артпедагогика и артпсихология 

Москва 2016

 


1.Паспорт фонда оценочных средств по модулю «Артпсихология»

Наименование трудового действия[1]

Виды учебной деятельности[2]

Оценочные средства

Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды.

Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовые действия: Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети-сироты и др.

 

Артпсихология

 

Презентация

Семинар

Контрольные вопросы

 

Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды.

Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.

Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

 

Арттерапия

Презентация

Семинар

Контрольные вопросы

 

Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды.

Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовая деятельность: Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка.

Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

Психология творческой деятельности

Презентация

Семинар

Контрольные вопросы

 

Трудовая функция – 3.1.1 Обучение. Трудовые действия: Участие в разработке и реализации программы развития в целях создания безопасной образовательной среды.

Трудовая функция – 3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовые действия: Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, художественной)

Трудовая функция – 3.1.3. Развивающая деятельность. Трудовые действия: Выявление поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Психология искусства/ музыкальная психология

 

Презентация

Семинар

Контрольные вопросы

 

 

 

2.Методические указания для проведения промежуточной аттестации по модулю[3]

Промежуточная аттестация обучающихся по модулю «Артпсихология» проводится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования. Промежуточная аттестация по модулю проводится в соответствии с Учебным планом в 3 семестре в виде зачета для очной формы.

Обучающийся допускается к зачету по модулю в случае выполнения им учебного плана по дисциплинам модуля. В случае наличия учебной задолженности обучающийся отрабатывает пропущенные занятия в форме, предложенной преподавателем и представленной в настоящем ФОС.

Зачет принимает лектор. Зачет проводится в устной форме по вопросам, представленным в рабочих программах дисциплин модуля. Экзаменатору предоставляется право задавать обучающемуся дополнительные вопросы сверх одного теоретического вопроса, а также давать практические задания, связанные с содержанием модуля. При проведении зачета могут быть использованы технические средства.

 

3.Оценочные средства для проведения  промежуточной аттестации обучающихся по модулю (комплекты заданий для оценки сформированности трудового действия  и критерии оценивания сформированности трудового действия со шкалой оценивания)[4]

Задание 1. Презентация.

Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

Отличительной особенностью презентации является её инновационный характер, то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением. Презентация обычно содержит в себе текст, иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле.

С помощью презентаций учебных тем учебный материал систематизируется и представляется в наиболее наглядном как видео-, так и аудио- виде. Для создания презентаций существует идеальная компьютерная программа Power Point Microsoft Office. Возможности этой программы позволяют сочетать текстовой материал с видеоизображениями и звуковым сопровождением. Демонстрацию проектов можно проводить в текстовом режиме и в режиме слайд-шоу.

 

Критерии оценки презентации

 

Критерии оценки

Содержание оценки

Количество баллов

1.Содержательный критерий

Правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

1

 

2.Логический критерий

Стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

1

3. Речевой критерий

Использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения.

1

 

 

4.Психологический критерий

Взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

1

 

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

Соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации.

 

1

 

 

 

 

Максимальный балл за данный контрольный срез составляет 20 баллов  (4 презентации).

 

Задание 2. Выступления  на семинаре

 

1.      Освещение вопроса семинарского занятия;

2.      Добавление к основному выступлению;

3.      Постановка вопроса.

 

Критерии оценки

Показатели

Количество баллов

Степень раскрытия проблемы

- умение  отвечать по собственному плану;

- соответствие содержания  выступления вопросу семинара;
-  полнота и глубина раскрытия вопроса;
- умение обобщать, делать выводы, доказывать основные положения и выводы;

- умение  выступать перед аудиторией;

- умение отвечать на поставленные вопросы.

3 балла

Постановка вопроса

- умение выделить то, что докладчиком не было освещено;

-умение правильно сформулировать вопрос и  поставить его перед аудиторией;

- умение показать владение проблемой. 

1 балл

Добавление к выступлению

- умение выделить то, что докладчиком не было освещено;

-умение кратко выступать перед аудиторией;

- умение показать владение проблемой. 

1 балл

Максимальный балл за данный контрольный срез составляет 75 баллов (15 семинаров).

 

Тематические направления выступлений:

Раздел  1. Артпсихология

  1. Артпсихология как направление практической психологии для коррекции, поддержки и развития личности.
  2. Характеристика метода артпсихологии как средства социальной адаптации.

3.      Специфика артпсихологических средств. Их смысл, роль, значение

4.      Классификация артпсихологических средств с опорой на использование различных изобразительных материалов.

5.      Специфика работы с применением средств артпсихологии.

 

Раздел 2. Арттерапия

  1. Специфика и терапевтические свойства материала АТ.
  2. Специфика арттерапевтического подхода.
  3. Развивающий и коррекционный потенциал искусства.

4.      Процедура проведения двух проективных методик (стандартизированный опрос и тест, например, рисунок и рассказ «Дерево» и «Человек»). Суть оценивания данных методик.

  1. Механизм арттерапии в коррекции эмоционально-личностных расстройств в детском возрасте.

 

Раздел 3. Психология творческой деятельности

  1. Основные принципы диагностики сформированности качеств творческой деятельности учащихся
  2. Методы диагностики сформированности качеств творческой деятельности учащихся

3.      Роль средовых факторов в формировании у школьников потребности в творчестве. Развивающая творческая среда, ее характеристики.

4.      Методы и приемы организации творческой деятельности. Специфика организации творческой деятельности в дошкольных и школьных учебных заведениях.

5.      Проблема формирования ценности творческого процесса и результата творческой деятельности.

 

Раздел 4. Психология искусства/Музыкальная психология

  1. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения искусству (внутренние и внешние).

2.      Психологические механизмы творческого процесса.

  1. Процессы творчества слушателя, исполнителя, композитора.
  2. Особенности воспитания средствами искусства в онтогенезе
  3. Особенности восприятия, воздействия и понимания искусства в различные возрастные периоды

 

 

3. Оценочные средства промежуточной аттестации – зачет

Критерии оценки

Показатели

Количество баллов

Степень раскрытия вопросов 

 

- владеет понятийным аппаратом учебной дисциплины; объясняет основные понятия учебной дисциплины;  выполняет практические задания;

- понимает и доказывает значение знаний данной учебной дисциплины в профессиональной деятельности педагога; владеет поведенческой компетенцией; устанавливает межпредметные связи;  ориентируется в литературе по проблеме.

 

 

4 балла

Соблюдение требований к ответу

 

- умение составить план и отвечать по плану;

- соответствие содержания  ответа раскрываемому вопросу;
-  полнота и глубина раскрытия вопроса;
 - умение обобщать, делать выводы, доказывать основные положения.

 

 

 

 

1 балл

ИТОГ

 

5 баллов

 

Примерные вопросы к зачету

 

  1. Готовность к восприятию. Факторы, влияющие на установку восприятия.

2.      Психологические свойства восприятия искусства. как: избирательность и предметность, целостность, константность.

3.      Психологические механизмы эмоционального переживания – функциональные, мотивационные, операционные.

4.      Виды арттерапии.

5.      Пространственное построение (рисунок, фото, мозаика, лепка, песок).

  1. Временное построение (музыка, литература).
  2. Зрительное построение (фильмотерапия).
  3. Материал в арттерапии: акварель, гуашь, пастель, пальчиковые краски, пластилин, карандаши, ручки, фломастеры, сангины и др. Свойства, показания и противопоказания к применению.
  4. Символы в арттерапии.
  5. Специфика и терапевтические свойства материала АТ.
  6. Показания и противопоказания к применению различных видов арттерапевтического материала
  7. Оценивание и оценка в арттерапии. Объективные и субъективные измерения в арттерапии.
  8. Тестирование в арттерапии.
  9. Концепция последовательных уровней художественной экспрессии.
  10. Элементы и компоненты оценивания: выбор материала искусства, способ взаимодействия с материалом искусства, стилистические и экспрессивные элементы произведения искусства, вербальная коммуникация и рефлексия в АТ.
  11. Психотерапевтические возможности АТ.
  12. Принципы индивидуальной работы.
  13. Этапы арттерапевтического процесса. Уровни погружения в терапевтический процесс.
  14. Терапевтические интервенции.
  15. Принципы групповой работы.
  16. Поведенческие паттерны и стратегии.
  17.  Этапы группового взаимодействия.