- Преподаватель: Григорьева Елена Ивановна
Цели освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Теория социально-культурной деятельности» является овладение студентами современными знаниями в области культуры, динамики социокультурных процессов, происходящих в обществе; формирование у них целостного представления о теоретических основах и историческом пути социально-культурной деятельности, через:
- изучение общественных функций, принципов организации, форм социально-культурной деятельности,
- понимание содержания и ведущих сфер социально-культурной деятельности,
- представление о ресурсах и субъектах социально-культурной деятельности,
- получение основ знаний о современных технологиях организации социально-культурной деятельности;
- творческое осмысление передового опыта социально-культурной деятельности;
- поиск наиболее эффективных методов, средств, форм воспитательного воздействия на личность в сфере досуга, способов рациональной организации свободного времени различных групп населения.
- умение свободно ориентироваться в различных формах и видах жизнедеятельности социальных общностей и отдельно взятой личности в тех или иных социокультурных региональных и национальных условиях.
- Преподаватель: Григорьева Елена Ивановна
Цели и задачи курса:
Целью изучения дисциплины «История и теория социально-культурной деятельности» является овладение студентами современными знаниями в области культуры, динамики социокультурных процессов, происходящих в обществе; формирование у них целостного представления о теоретических основах и историческом пути социально-культурной деятельности, через:
- изучение общественных функций, принципов организации, форм социально-культурной деятельности,
- понимание содержания и ведущих сфер социально-культурной деятельности,
- представление о ресурсах и субъектах социально-культурной деятельности,
- получение основ знаний о современных технологиях организации социально-культурной деятельности;
- творческое осмысление передового опыта социально-культурной деятельности;
- поиск наиболее эффективных методов, средств, форм воспитательного воздействия на личность в сфере досуга, способов рациональной организации свободного времени различных групп населения.
- умение свободно ориентироваться в различных формах и видах жизнедеятельности социальных общностей и отдельно взятой личности в тех или иных социокультурных региональных и национальных условиях.
- Преподаватель: Григорьева Елена Ивановна
1. Цели и задачи освоения дисциплины:
Курс «Понятийно-категориальная система социально-культурных исследований» нацелен на фундаментальную подготовку магистра социально-культурной деятельности к выполнению научно-исследовательских задач, углубленному изучению проблем отраслевой науки и практики на основе целостного представления о теории социально-культурной деятельности как специализированной отрасли педагогического знания. Задачи преподаваемой дисциплины:
1. Проанализировать понятийно-категориальный аппарат теории социально-культурной деятельности в общенаучном контексте.
2. Охарактеризовать историографию возникновения и развития понятийного аппарата в теории социально-культурной деятельности.
3. Исследовать источниковую базу возникновения и развития понятийно- терминологического аппарата истории и теории социально-культурной деятельности (на примере ведущих смысловых базовых единиц).
4. Проанализировать периодизацию понятий по отдельным предметным областям теории социально-культурной деятельности.
5. Обобщить динамику развития базовых терминов в различных предметных областях теории социально-культурной деятельности.
6. Дать представление о педагогических принципах социального воздействия в теории культурно-просветительной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ОП:
Дисциплина включена в блок дисциплин профессионального цикла магистерской подготовки, она входит в базовую (общепрофессиональную) часть.
Дисциплина является одной из основных в формировании у магистров целостного представления о теоретических основах социально-культурной деятельности. Базовые идеи и содержание курса направлены на более полноценное освоение учебных дисциплин: «М.2.2.Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности», «М.2.5. Теория и практика социально-культурного проектирования», а также на оказание помощи студентам на этапе выполнения итоговой квалификационной работы.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины магистр должен:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Профессиональные компетенции:
ПК-3- готовностью использовать современные достижения науки и передового опыта учреждений социально-культурной сферы в научно-исследовательских работах
ПК-5- способностью к самостоятельной авторской работе и редакционной подготовке научных текстов, работе в научных, художественно-творческих и редакционных коллективах
ПК-6- способностью к руководству научно-исследовательской работой научных коллективов по вопросам истории, теории и технологии социально-культурной деятельности
ПК-15- готовностью к осуществлению социально-культурного консалтинга, оказанию консультационной помощи по разработке инновационных проектов и программ в социально-культурной сфере
ПК -23- быть готовым к преподаванию теоретических и практических дисциплин в области социально-культурной деятельности в учебных заведениях высшего, среднего профессионального образования и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства, а также историко-культурных и культурологических дисциплин в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях;
ПК-24- быть готовым к использованию дидактических, методических и других педагогических средств в соответствии с возрастными, личностно-психологическими, содержательными, социально-культурными особенностями организации учебно-воспитательного процесса.
Специальные компетенции:
СК-1-способностью исследовать актуальные проблемы истории социально-культурной деятельности, различные этапы ее становления и развития в РФ и за рубежом.
В результате изучения дисциплины магистры должны:
Знать: исходную классификацию основных и вспомогательных терминов, входящих в базовый понятийный аппарат, используемый в теории и практике социально-культурной деятельности, историю и методологию направления, основные этапы развития научных представлений о социокультурной обусловленности, как ведущих, так и вспомогательных терминов, связанных с современной трактовкой воспитания, культурно-просветительной и социально-культурной деятельности;особенности становления теории социально-культурной деятельности;основные источники формирования и постоянного пополнения понятийно-терминологического аппарата, теории социально-культурной деятельности и многоукладный состав ее методологии.
Уметь: формулировать методологическое и теоретическое обоснование научного исследования социально-культурной деятельности; анализировать научные данные на основе изучения специальной литературы по историографии, методологии и теории социально-культурной деятельности;
Владеть: навыками творческого, самостоятельного мышления и научного поиска; навыками самостоятельной научно-исследовательской работы, требующие фундаментальной теоретической подготовки по всем направлениям социально-культурной деятельности; навыками использования научного аппарата теории социально-культурной деятельности в решении исследовательских задач.
Совокупность данных компетенций образует профессиональную компетентность педагога, необходимую для осуществления преподавательской деятельности.
Структура и содержание курса органично связаны с дисциплинами профессионально-образовательной программы по социально-культурной деятельности.
Формы работы по данному курсу разнообразны: лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа.
- Преподаватель: Григорьева Елена Ивановна