Целью дисциплины является формирование физической культуры личности, наличие которой обеспечивает готовность к социально-профессиональной деятельности, включения в здоровый образ жизни, систематическое физическое самосовершенствование.

Задачи освоения дисциплины:  

-   создание целостного представления о физической культуре общества и личности, ее роли в личностном, социальном и профессиональном разви­тии специалиста;

-   формирование осознанной потребности к физическому самовоспи­танию, самосовершенствованию, здоровому образу жизни;

-   воспитание нравственных, физических, психических качеств, необ­ходимых для личностного и профессионального развития;

-    приобретение опыта творческого использования деятельности в сфе­ре физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессио­нальных целей.

-    овладение профессиональными компетенциями

дисциплина Физическая культура изучается с 3 по 6 (8) семестры и относится к дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического цикла.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

Знать:

-  влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;

-  способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

-  правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.

Уметь:

-  выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

-  выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

-  проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;

-  преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

-  осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

-  выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, спортивным, подвижным играм при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма.


Целью дисциплины является формирование физической культуры личности, наличие которой обеспечивает готовность к социально-профессиональной деятельности, включения в здоровый образ жизни, систематическое физическое самосовершенствование.

Достижение этой цели предусматривает решение следующие задач:

-    создание целостного представления о физической культуре общества и личности, ее роли в личностном, социальном и профессиональном разви­тии специалиста;

-    формирование осознанной потребности к физическому самовоспи­танию, самосовершенствованию, здоровому образу жизни;

-    воспитание нравственных, физических, психических качеств, необ­ходимых для личностного и профессионального развития;

приобретение опыта творческого использования деятельности в сфе­ре физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессио­нальных целей.

Место дисциплины в структуре программы: обязательная часть общеобразовательного блока.

Требования к результатам освоения дисциплины: освоение содержания общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение следующих образовательных результатов: готовности поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);

Личностных:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному са­моопределению;

-  сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обу­чению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, непри­ятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

-  потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья;

-  приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности;

-  формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе це­ленаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;

-  готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки  физической культуры;

-  способность к построению индивидуальной образовательной траектории са­мостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков  физической культуры;

-  способность использования системы значимых социальных и межличност­ных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;

-  формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятель­ности, эффективно разрешать конфликты;

-  принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно­оздоровительной деятельностью;

-  умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

-  патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Ро­диной;

-  готовность к служению Отечеству, его защите.

Метапредметных:

-  способность использовать межпредметные понятия и универсальные учеб­ные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в по­знавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике;

-   готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с ис­пользованием специальных средств и методов двигательной активности;

-   освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (воз­растной и спортивной), экологии, ОБЖ;

-   готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;

-   формирование навыков участия в различных видах соревновательной дея­тельности, моделирующих профессиональную подготовку;

-   умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности.

Предметных:

-  умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельно­сти для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;

-   владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболева­ний, связанных с учебной и производственной деятельностью;

-   владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;

-   владение физическими упражнениями разной функциональной направлен­ности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособ­ности;

 владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятель­ности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно­-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

В результате освоения общеобразовательной дисциплины «Физическая культура»  обучающийся должен:

Знать:

-  влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;

-  способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

-  правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.

Уметь:

-  выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

-  выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

-  проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;

-  преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

-  осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

-  выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, спортивным, подвижным играм и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма.

Владеть (навыками и/или опытом деятельности):

- определения  путей совершенствования собственных физических способностей и качеств, повышения адаптационных резервов своего организма;

- методики и методами самодиагностики, самооценки, средствами оздоровления для самокоррекции здоровья различными формами двигательной деятельности;

- методами самостоятельного выбора вида спорта или системы физических упражнений для укрепления здоровья; здоровьесберегающими технологиями; средствами и методами воспитания прикладных физических (выносливость, быстрота, сила, гибкость и ловкость) и психических (смелость, решительность, настойчивость, самообладание, и т.п.) качеств, необходимых для успешного и эффективного выполнения определенных трудовых действий;

-самостоятельно разрабатывать на научной основе и использовать  на практике методы и средства физического воспитания и укрепления здоровья.