Дисциплина «Возрастная и педагогическая психология».
1. Цели освоения дисциплины:
"Возрастная и педагогическая психология" имеет своей целью повышение общей и психологической культуры студентов, формирование целостного представления о закономерностях психологического развития человека на различных этапах жизненного пути, а также в изучении предмета, задач, основных методов и базовых понятий возрастной и педагогической психологии с позиции системно-деятельностного подхода.
2. Основная задача дисциплины – это обозначение актуальных теоретических и практических проблем современной возрастной и педагогической психологии.
Задачи курса:
· сформировать современные научные знания о закономерностях психического развития человека, его возможностях в процессе обучения и воспитания в контексте общих проблем дошкольного образования;
· добиться прочных знаний психологических закономерностей формирования личности педагога как субъекта воспитательно-образовательного процесса;
· развивать умение хорошо ориентироваться в базовых теоретических понятиях возрастной и педагогической психологии;
· научить применять полученные знания при решении проблемных ситуаций в профессиональной деятельности;
· использовать конкретные психологические методы и методики диагностики развития психических свойств, процессов и состояний детей и взрослых;
· сформировать четкое представление о взаимосвязи курса возрастная и педагогическая психология со специальными дисциплинами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· грамотно использовать психологические термины;
· определять и изучать возрастные особенности психики ребенка на всех этапах его жизненного пути;
· анализировать психологические теории психического развития человека в онтогенезе;
· определять уровень актуального и зону ближайшего развития;
· прогнозировать изменения и динамику психического развития и функционирования различных составляющих психики в норме ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
· основные закономерности функционирования психики;
· основные методы исследования развития психики ребенка;
· условия развития детей разного возраста;
· психологические новообразования возрастных периодов;
· содержание основных возрастных кризисов;
· движущие силы развития на каждом возрастном этапе;
· возрастно-психологические особенности человека на каждой из возрастных стадий онтогенетического развития;
· особенности возрастной и педагогической психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
· основы психологии личности;
· закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
· возрастную периодизацию;
· возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
· особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; групповую динамику;
· понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения
Применять на практике
· применять знания по психологии при решении педагогических задач;
выявлять индивидуальные и типологические особенности- Преподаватель: Баранникова Светлана Анатольевна