Дисциплина «Возрастная  и педагогическая психология».

 

1. Цели освоения дисциплины:

 "Возрастная и педагогическая психология" имеет своей целью повышение общей и психологической культуры студентов, формирование целостного представления о закономерностях психологического развития человека на различных этапах жизненного пути, а также в изучении предмета, задач, основных методов и базовых понятий возрастной и педагогической психологии с позиции системно-деятельностного подхода.

2. Основная задача дисциплины – это обозначение актуальных теоретических и практических проблем современной возрастной и педагогической психологии.

          Задачи курса:

·       сформировать современные научные знания о закономерностях психического развития человека, его возможностях в процессе обучения и воспитания в контексте общих проблем дошкольного образования;

·       добиться прочных знаний психологических закономерностей формирования личности педагога как субъекта воспитательно-образовательного процесса;

·       развивать умение хорошо ориентироваться в базовых теоретических понятиях возрастной и педагогической психологии;

·       научить применять полученные знания при решении проблемных ситуаций в профессиональной деятельности;

·       использовать конкретные психологические методы и методики диагностики развития психических свойств, процессов и состояний детей и взрослых;

·       сформировать четкое представление о взаимосвязи курса возрастная и педагогическая психология со специальными дисциплинами.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

·       грамотно использовать психологические термины;

·       определять и изучать возрастные особенности психики ребенка на всех этапах его жизненного пути;

·       анализировать психологические теории психического развития человека в онтогенезе;

·       определять уровень актуального и зону ближайшего развития;

·       прогнозировать изменения и динамику психического развития и функционирования различных составляющих психики в норме ;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

·       основные закономерности функционирования психики;

·       основные методы исследования развития психики ребенка;

·       условия развития детей разного возраста;

·       психологические новообразования возрастных периодов;

·       содержание основных возрастных кризисов;

·       движущие силы развития на каждом возрастном этапе;

·       возрастно-психологические особенности человека на каждой из возрастных стадий онтогенетического развития;

·       особенности возрастной  и педагогической  психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

·       основы психологии личности;

·       закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

·       возрастную периодизацию;

·       возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;

·       особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; групповую динамику;

·       понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения

Применять на практике

·       применять знания по психологии при решении педагогических задач;

выявлять индивидуальные и типологические особенности