Кряжева Н.Л. Учебное пособие "Кот и пес спешат на помощь"
3. ДВЕ ПОЗИЦИИ ЖИЗНЕННОЙ АКТИВНОСТИ
В сознании людей сочетание «кошка и собака» ассоциируется с чем-то несовместимым, противоречивым, противоположным. «Живут как кошка с собакой» — то есть постоянно ссорятся, недолюбливают друг друга, дерутся. Противоречия в их взаимоотношениях существуют в самом деле и обусловлены они многими факторами и, в частности, противоположными позициями жизненной активности.
Из многовековой истории одомашнивания этих животных четко вырисовывается мужской склад поведения собаки: по роду своих занятий она ходила с мужчиной на охоту, добывала пищу, защищала жилище, охраняла и пасла скот, воевала. Кошка же — любимица женщины, домашней работницы, хранительницы съестных запасов, создательницы домашнего уюта, защитницы от злых духов.
По способам проявления поведенческой активности собака — преследующее животное, неспособное затаиваться и поджидать добычу, громкое, резкое, быстрое, привыкшее подчиняться командам и четко их выполнять.
Напротив, кошка подстерегает свою добычу, хитрит, затаивается, осторожно подкрадывается, собирая силы, и внезапно набрасывается, полагаясь на свою интуицию, ловкость и гибкость, ничьи команды не выполняет, действует самостоятельно,1 исходя из внутренних побуждений.
Для осуществления подобных способов поведения у этих животных на протяжении длительного времени формировались морфологические признаки.
У собак великолепное обоняние, чуткий слух,] крепкий позвоночник, быстрые конечности, сильная мускулатура, тип дыхания, приспособленный к большим нагрузкам в преследовании врага.
Уши кошки с помощью тридцати различных мышц способны поворачиваться, как локаторы, и улавливать малейшие звуки. Необыкновенные глаза видят ночью благодаря способности зрачка изменять свои размеры. Красивые усики обеспечивают тонкое обоняние. А хвост! Он чувствителен и подвижен, выдает настроение и очень удобен при лазании по деревьям и крышам. Даже коготки на лапках втягиваются в подушечку, обеспечивая бесшумность. Но эти же коготки могут быть острыми и цепкими в случае обороны или нападения.
Привычки у собаки мужские: главное — делать дело, а не заботиться о своей внешности. Иногда можно и почесаться, но вылизывать себя — увольте! Ей абсолютно безразлично, чем от нее пахнет, иногда она любит поваляться во всякой гадости и тухлятине, воображая, что при этом прекрасна и уникальна.
Кошка чистоплотна и аккуратна, постоянно моется и чистится, от нее ничем не пахнет, она не требует специального ухода.
По своему происхождению собаки — животные, привыкшие жить в стае по определенным законам. Уже давно собака живет рядом с человеком, признала в нем вожака, в поведении навечно сохранились законы предков — рыцарское отношение к самкам и щенкам, ревностная охрана личной территории, подчинение более сильному.
Кошка никогда в стае не жила, она — животное-одиночка, привыкшее к самостоятельности и независимости, ее поведение с сородичами непредсказуемо, а собственную территорию она защищает бесстрашно и самоотверженно.
Жизненная сила кошки отличается высокой энергетикой. Она поразительно живуча, говорят даже, что у нее девять жизней: падая с немалой высоты, кошка остается невредимой, есть даже выражение «живуч, как кошка». Природа позаботилась о сохранении кошачьего рода: котята могут появляться 3—4 раза в год. Без пищи они могут прожить достаточно долго; потеряв дом, они неплохо приспосабливаются к жизни в неблагоприятных условиях.
Собачья жизнь во многом зависит от отношения и характера хозяина. Одинокие собаки с трудом добывают пищу, быстро ослабевают, заболевают и гибнут. Способность к продолжению рода у собак значительно ниже.
О высокой привязанности кошки не к хозяину, а к дому говорит тот факт, что заблудившаяся кошка находит дорогу к дому через длительное время, в новом жилище ведет себя обособленно и неприветливо.
А вот заблудившихся собак, судя по газетным объявлениям, бывает значительно больше, и найти дорогу домой им часто бывает не под силу, а к новому хозяину они привыкают, хотя и не сразу.
Отношение человека к кошке более снисходительное, чем к собаке. Иногда своим поведением она доставляет неприятности: что-то стащит, уронит, разобьет, напроказит, обдерет мебель, устроит громкий сольный концерт ночью. Но человек ей все прощает за ласковый взгляд, доверчивые объятия, мелодичное мурлыканье, хрупкую грацию и гибкий нрав.
По перечисленным особенностям поведения кошку условно можно
отнести к животному
«женского типа». Женская и кошачья натуры имеют много общего: обе чувственны,
игривы,
гибки, мягки, ловки, грациозны, предприимчивы, преданны дому, детям,
чистоплотны, выносливы, своенравны, непокорны, капризны, скрытны и таинственны.
Позицию животного «женского типа» мы обозначим как пассивную активность —
идущую от себя, а не как ответ на воздействие извне. У Э. Фромма есть подобное определение
относительно поведения человека. Пассивность он определяет как невозможность
изменений через внешние воздействия, а пассивная активность — изменение
поведения вопреки внешним воздействиям за счет внутренних побуждений.
Как бы кошку ни заставляли сделать что-то, она поступит по-своему, иногда вопреки ожиданиям окружающих. Сколько бы ни пытались вовлечь закрытого, замкнутого ребенка в общение, это невозможно до тех пор, пока у него не появится собственное внутреннее желание.
В этом плане позиция собаки, животного «мужского типа», противоположна и отмечается способностью легко усваивать и выполнять нормы и требования, открытостью воздействиям извне, зависимостью от окружающих. Такую позицию можно определить как активная активность.
Э. Фромм рассматривает подобное поведение человека как активность, основанную на подчинении, зависимости от авторитета. Причина самой активности — команда извне, со стороны. Человек просто делает то, чего от него хотят. Его поведение лишено спонтанности. Подобная активность активна, но не продуктивна для саморазвития. Собака не создает себя, ее создает хозяин. Боязливый, запуганный, нередко агрессивный ребенок не в состоянии помочь себе сам, даже если от него этого требуют родители и педагоги до тех пор, пока внешнее окружение не изменит свое отношение к ребенку.
Эти позиции жизненной активности противоположны и взаимодополняемы. Успешная адаптация животных разного типа — кошек и собак с противоположными позициями жизненной активности — показывает равнозначную эффективность подобных способов поведения.
В характере и личностной структуре каждого взрослого и ребенка в различной степени представлены обе позиции жизненной активности. Одним людям свойственны такие механизмы, как четкое соблюдение норм и правил, выполнение требований окружения, готовность всегда помочь, зависимость от окружающих, «инициативное преследование цели» (А. Адлер). В психологии это напоминает понятия конформизм, экстраверсия, активный жизненный стиль, активная активность.
Другие люди автономны, независимы от окружающих, свободны от запретов, имеют свои взгляды, самодостаточны — похоже на нонконформизм, интраверсию, пассивный жизненный стиль, пассивную активность.
Люди с противоположными способами адаптации и позициями жизненной активности нормально приспосабливаются к социуму и взаимодействуют с другими. Однако нередко случаются сбои, конфликты, возникают эмоционально-личностные проблемы. Привычные поведенческие механизмы перестают работать, и тогда противоположная позиция жизненной активности может скомпенсировать поведенческий дефицит. Помогая человеку, ребенку освоить другой способ адаптации, расширив его доступ к изменениям и ресурсам, можно разнообразить поведенческий репертуар человека через выбор альтернативных способов поведения.
В Программе «Ребята и зверята» учитывается положение о двух позициях жизненной активности, идеи о том, что домашние животные являются проекцией собственного Я и компенсируют некоторые его подсознательные желания и стремления, выводы о высокой адаптивной способности собак и кошек и принципы постоянного стремления личности к развитию и совершенствованию.