Тематический план
- Общее
- Модули профессионального роста по профилю "Русский язык" 5-6 семестр
- Модуль профессионального роста "Филология и межкультурная коммуникация"
Модуль профессионального роста "Филология и межкультурная коммуникация"
Аннотация модуля профессионального роста
«Филология и межкультурная коммуникация»
Руководитель модуля – д.культурологии, доцент
Николаева Екатерина Александровна
Человек живет в общении. Ему жизненно необходимо получать знания, усваивать и передавать их, генерировать новые смыслы. Именно в сохранении и передаче культурных традиций новым поколениям заключается смысл его деятельности. И от того, насколько он владеет кодом, лежащим в основе этих традиций, зависит уровень его профессионализма и жизненной успешности.
Дисциплины данного модуля позволяют получить развернутое представление не только о зарождении и функционировании различных информационно-коммуникационных систем, но и практических аспектах социального взаимодействия в различных сетях коммуникации, в т.ч. детской журналистике и кино.
Первая дисциплина рассматривает коммуникативистику как междисциплинарную науку, изучающую проблемы информационных, в том числе «сетевых» коммуникаций и позволяющую освоить основные приемы и технологии работы с текстовым материалом и культурном пространством, в котором он существует.
Вторая дисциплина носит прикладной характер и рассматривает культурные коды детской журналистики и кинематографа как способы межкультурной коммуникации.
Дисциплины модуля:
Основы межкультурной коммуникативистики
Культурные смыслы детской журналистики и кино
- Модуль профессионального роста "Теоретические основы изучения родного (русского) языка"
Модуль профессионального роста "Теоретические основы изучения родного (русского) языка"
Аннотация модуля профессионального роста
« Теоретические основы изучения родного (русского языка)»
Руководитель модуля – д.п.н. профессор
Десяева Наталья Дмитриевна
Модуль «Теоретические основы изучения родного (русского языка)» позволяет освоить области языкознания, которые рассматривают связь языка и культуры, отражение жизни общества в языке, воплощение ключевых смыслов русской культуры как на всех уровнях языка (фонетики, лексики, грамматики), так и в текстах разных стилей.
Изучение дисциплин модуля позволяет получить представление об истоках норм культуры, требованиях к использованию единиц языка в разных сферах общения, средствах воплощения в текстах тех или иных культурных смыслов. Важный аспект учебных предметов – практические рекомендации к созданию текстов, отвечающих требованиям современной общей культуры и различных культурных сообществ.
Дисциплины модуля:
1. Основы лингвокультурологии.
2. Ключевые смыслы русской культуры
Дисциплина «Основы лингвокультурологии» позволит студентам освоить приемы лингвокультурологического анализа текста, нахождения ключевых смыслов текста, определения функций языковых единиц в тексте.
Изучение дисциплины «Ключевые смыслы русской культуры» будет способствовать формированию представлений студентов о содержании текстов культуры, исторических изменениях ключевых смыслов культуры и их отражении в текстах художественного и публицистического стилей. Данные представления позволяют научиться проектированию системы дидактического материала для подготовки школьников к итоговым государственным аттестациям.
Успешное освоение модуля послужит прочным фундаментом для последующего профессионального освоения программ магистратуры по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», например, «Детские медиакоммуникации», «Начальное образование в поликультурном социуме».
- Модули профессионального роста по профилю "Русский язык" 7-8-9 сем сем
- Модуль профессионального роста "Поликультурная коммуникация в медийном пространстве"
Модуль профессионального роста "Поликультурная коммуникация в медийном пространстве"
Аннотация модуля профессионального роста
«Поликультурная коммуникация в медийном пространстве»
Руководитель модуля –доктор пед.наук, доцент
Ассуирова Лариса Владимировна
Современное общество стало поликультурным, объединяя в социуме представителей разных национальностей, разных культур. Если впервые подобное многообразие ощутило образование, когда в классах оказались дети, являющиеся носителями разных языков, то теперь поликультурность –константа общества, в том числе его медийного пространства. Поскольку медийное пространство способно эффективно оказывать воздействие на представителей социума, то его надо использовать как площадку для реализации межкульутрного общения, для успешного вовлечения представителей иной культуры в русскую, принятие особенностей того или иного менталитета.
Дисциплины модуля:
1. Межкультурная коммуникация в филологическом образовании.
2. Медийное пространство младших школьников и подростков
3. Теория и практика формирования языковой личности
Дисциплина «Межкультурная коммуникация в филологическом образовании» носит теоретико-практический характер и предполагает знакомство с основами межкультурной коммуникации, выражением культурных реалий того или иного народа в языке.
При изучении дисциплины «Медийное пространство младших школьников и подростков» будут рассмотрены те медийные источники информации, которыми пользуются современные дети. Сюда входят и публицистические издания (газеты, журналы), и современные телепрограммы, и различные интернет-источники.
«Теория и практика формирования языковой личности» носит творческий характер и, наряду с теоретическим освоением таких понятий, как языковая личность и ее структура, коммуникативные качества речи, направлена на формирование языковых личностей студентов, на развитие их способностей к творчеству и созданию собственных речевых высказываний в устной и письменной форме. Этому будет способствовать система творческих заданий и упражнений, предлагаемых для выполнения обучающимся.
Успешное освоение модуля послужит прочным фундаментом для последующего профессионального освоения программ магистратуры по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», например, «Детские медиакоммуникации», «Начальное образование в поликультурном социуме».
- Модуль профессионального роста "Инновационные подходы к изучению родного (русского) языка"
Модуль профессионального роста "Инновационные подходы к изучению родного (русского) языка"
Аннотация модуля профессионального роста
«Инновационные подходы к изучению родного (русского языка)»
Руководитель модуля – д.п.н. профессор
Десяева Наталья Дмитриевна
Модуль «Инновационные подходы к изучению родного (русского языка)» позволяет освоить содержание методики обучения русскому языку как национальному феномену. При этом реализуется новый, аксиологический, подход к русскому языку как предмету школьного изучения в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения. Он предполагает освоение технологий, позволяющих сформировать у школьников представлений о связи русского языка и культуры, отражении жизни общества в русском языке, о воплощении ключевых смыслов русской культуры как на всех уровнях языка (фонетики, лексики, грамматики), так и в текстах разных стилей.
Изучение дисциплин модуля предполагает знакомство с приемами лингво-культурологического анализа текстов, с методами обучения школьников сочинениям новых типов, со средствами активизации интереса к родному русскому языку. Важный аспект учебных предметов – практические рекомендации к сценированию уроков родного русского языка, отвечающих задачам формирования языковой личности школьника.
Дисциплины модуля:
1. Лингвокультурологическое проектирование на уроках русского языка.
2. Тексты культуры на уроках русского языка.
3.
Сценирование уроков русского языка на основе текстоцентрического подходаДисциплина «Лингвокультурологическое проектирование на уроках русского язык» позволит студентам подготовиться к организации учебных проектов по следующим направлениям изучения русского языка в школе: исторический комментарий к слову, работа со словарями, русская фразеология, устаревшая лексика, новые слова в русском языке, изменения в стилистической системе русского языка.
Изучение дисциплины «Тексты культуры на уроках русского языка» будет способствовать освоению студентами следующих приемов работы с текстом на : интерпретация текстов разных стилей, составление смыслового ядра текста, анализ смысловой структуры текста, проектирование гипертекста. Каждый из этих приемов повышает эффективность подготовки школьников к итоговым государственным аттестациям.
Успешное освоение модуля послужит прочным фундаментом для последующего профессионального освоения программ магистратуры по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», например, «Детские медиакоммуникации», "Начальное образование в поликультурном социуме".