Данный курс направлен на освоение базового теоретического и практического материала по грамматике современного английского языка  для 1 курса ПОБ_ИЯЗ-О-Д .

Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине

Раздел 1. Инфинитив

Тема 1. Формы инфинитива

Вопросы для обсуждения:

1. Глагольные характеристики инфинитива: 1) наличие аспектных (Indefinite, Continuous, Perfect, Perfect Continuous) и залоговых (Active и Passive) форм; 2) способность принимать после себя прямое дополнение (to change the world); 3) способность присоединять к себе наречие, указывающее на характер действия, обозначенного инфинитивом (to drive fast). 

2. Именные характеристики инфинитива: способность выполнять в предложении функции, характерные для существительного (подлежащее и дополнение).

3. Формы инфинитива для переходных и непереходных глаголов.  Полный и голый инфинитив. Расщепленный инфинитив.

 

Тема 2. Функции инфинитива в предложении

Вопросы для обсуждения:

1. Функция подлежащего. Предложения с вводным it моделей it+be+Noun+Infinitive, it + be + Adjective + Infinitive, it takes / costs.

2. Функция части сказуемого. Простое глагольное, составное именное, составное глагольное модальное, составное глагольное аспектное сказуемое.

3. Инфинитив в функции дополнения.

4. Инфинитив в функции определения: в позиции после существительного или местоимения для обозначения действия, которое необходимо выполнить; в позиции после числительного для обозначения очередности выполнения определенного действия некоторым лицом.

5. Инфинитив в функции обстоятельства: цели; результата или следствия.

6. Вводные инфинитивные обороты (to tell you the truth, to be perfectly frank, to add insult to injury, etc.).

Раздел 2. Причастие

Тема 1. Формы причастия

Вопросы для обсуждения:

1. Глагольные характеристики причастия: 1) наличие аспектных (Indefinite, Perfect)  и залоговых (Active и Passive) форм; 2) способность принимать после себя прямое дополнение (conducting an experiment); 3) способность сочетаться с наречием (snoring loudly).

2. Именные характеристики причастия: способность выступать определением при существительном.

3. Причастие настоящего и прошедшего времени (Participle I, Participle II).

4. Формы причастия настоящего времени переходных и непереходных глаголов. 

 

Тема 2. Функции причастия в предложении.

Вопросы для обсуждения:

1. Причастие как часть сказуемого.

2. Причастие в функции определения.

3. Причастие в функции обстоятельства: времени, причины, сопутствующего действия, образа действия.

4. Причастный оборот.

5. Независимый причастный оборот.

 

Раздел 3. Герундий

Тема 1. Формы герундия

Вопросы для обсуждения:

1. Глагольные характеристики герундия 1) наличие аспектных (Indefinite и Perfect) и залоговых (Active и Passive) форм; 2) способность принимать после себя прямое дополнение (writing stories); 3) способность присоединять к себе наречие, указывающее на характер обозначенного герундием действия (dancing professionally).

2. Именные характеристики герундия: 1) возможность употребления после предлога (without warning, by apologizing, after changing); 2) возможность употребления после притяжательного местоимения (his singing) либо существительного в притяжательном падеже (John’s signing); 3) способность выполнять в предложении функцию подлежащего (Dancing is my hobby) и дополнения (I like dancing); 4) возможность замены в контексте местоимением it (Do you like dancing? – And who doesn’t like it?).  

3. Формы герундия переходных и непереходных глаголов.

 

Тема 2. Функции герундия в предложении

Вопросы для обсуждения:

1. Герундий в функции подлежащего.

2. Герундий как часть сказуемого: составного именного; составного глагольного аспектного.

3. Герундий в функции дополнения (беспредложного и предложного).

4. Герундий в функции определения.

5. Герундий в функции обстоятельства: времени, причины, образа действия.

6. Герундиальный оборот.

 

 

Раздел 4. Синтаксические конструкции с неличными формами глагола

Тема 1. Сложное подлежащее

Вопросы для обсуждения:

1. Структура сложного подлежащего.

2. Сложное подлежащее в сочетании со сказуемым, выраженным глаголом в страдательном залоге.

3. Сложное подлежащее в сочетании со сказуемым, выраженным глаголом в действительном залоге.

4. Сложное подлежащее в сочетании со сказуемым, выраженным прилагательным с глаголом-связкой to be (to be likely / unlikely / sure / certain to do sth).

 

Тема 2. Сложное дополнение

Вопросы для обсуждения:

1. Сложное дополнение, образуемое с помощью полного инфинитива (want / expect/ would like / think / believe / know / like, etc. sb to do sth; know sb to have done sth).

2. Сложное дополнение, образуемое с помощью «голого» инфинитива (make / let sb do sth).

3. Сложное дополнение, образуемое с помощью «голого» инфинитива или причастия настоящего времени (see / hear/ feel/ watch sb do/ doing sth).

4. Сложное дополнение, образуемое с помощью причастия прошедшего времени (have / get sth done). 

 

Тема 3. Инфинитивный оборот с предлогом for (for-to-Infinitive Construction)

Вопросы для обсуждения:

1. Структура оборота.

2. Функции оборота: подлежащее, часть сказуемого, дополнение, определение, обстоятельство.

 

Тема 4. Сочетаемость неличных форм глагола с глаголами

Вопросы для обсуждения:

1. Глаголы, требующие после себя инфинитива.

2. Глаголы, требующие после себя герундия.

3. Глаголы, сочетающиеся с инфинитивом и герундием (remember, forget, stop, go on, regret, mean, try, love, like, be afraid of, need, want, etc.).

 

Задания для самостоятельной работы:

Сбор текстового материала, содержащего изучаемые грамматические формы.

Основная и дополнительная литература, необходимая для освоения дисциплины:

            а) основная литература

1. Грам­ма­ти­ка совре­мен­но­го ан­глий­ско­го язы­ка = A New University English Grammar : для сту­ден­тов ву­зов / под ред. А. В. Зе­лен­щи­ко­ва, Е. С. Пет­ро­вой ; Филол. фак. С. – Пе­тер­бург. гос. ун-та. – М. : Academia ; СПб. : Изд-во Филол. фак. С. – Пе­тер­бург. ун-та, 2003. – 639 с.

2. Кры­ло­ва И. П.  Сбор­ник упраж­не­ний по грам­ма­ти­ке ан­глий­ско­го язы­ка / A Grammar of Present-day English: Practice Book [Элек­трон­ный ре­сурс] : учеб. по­со­бие для сту­ден­тов ин-тов и фак. ин. язы­ков / И. П. Кры­ло­ва. – М. : КДУ, 2007.

3. Нагорная А.В. Английский глагол: Сборник упражнений и тестов. – М.: Айрис-Пресс, 2012. – 352 с.

4. Нагорная А.В. Изучаем английский глагол в контексте. – М.: ООО «Генезис», 2015. – 198 с. 

5. Vince M. Macmillan English Grammar in Context. Intermediate : with key / M. Vince. – Oxford : Macmillan Education, 2008. – 232 p.

 

            б) дополнительная литература

1. Гуревич В.В. Практическая грамматика английского языка. – М., 1998. – 204 с.

2. Саакян А.С. Упражнения по грамматике современного английского языка. – М.: Рольф, 2001. – 448 с.

3. Нагорная А.В. Английский глагол: Сборник упражнений и тестов. – М.: Айрис-Пресс, 2012. – 352 с.

4. Evans V. Round-up 6. – London: Pearson Education, 2001.

5. Dooley J., Evans V. Grammarway 4. – Newbury: Express Publishing, 2006.

6. Vince M. First Certificate Language Practice. – Oxford: Macmillan Heinemann, 1996. – 310 p.

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе их формирования

Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика рефератов/презентаций

Современные тенденции в употреблении изучаемых грамматических форм

 

Примерный перечень вопросов для контрольных работ/тестирования

I really miss … tennis like I used to.

a) playing                    b) to play                                c) having to play         d) I don’t play

            Правильный ответ: a

Have you ever considered … as a teacher?

a) to work                   b) work                                   c) that you work         d) working

            Правильный ответ: d

Mary was so angry that she … to see the manager.

a) demanded              b) hoped                                 c) risked                      d) stopped

            Правильный ответ: a

If I give you the information, I … losing my job!

a) expect                     b) mean                                  c) prepare                    d) risk

            Правильный ответ: d

The weather is so awful that I don’t … going out this evening.

a) fancy                      b) like                                     c) try                           d) want

            Правильный ответ: a

6. My teachers say I’m doing well enough … a scholarship.

a) for winning                        b) to win                                 c) in order to win        d) so that I can win

            Правильный ответ: b

7. They caught him … out of the window.

a) climbing                             b) climb                                  c) to climb                  d) as he had climbed

            Правильный ответ: a

8. They pretended … cards, when he arrived.

a)  play                                               b) playing                               c) having played         d) to be playing

            Правильный ответ: d

9. The city council tried … the status of the school, but the parents and teachers wouldn’t allow it.

a) to change                            b) changing                            c) to make a change    d) to be change

            Правильный ответ: a

10. He’s an excellent piano teacher. He’ll have you … in about a year.

a) to play                                b) playing                               c) played                     d) being played

            Правильный ответ: b

 

Промежуточная аттестация обучающихся

Примерный перечень вопросов для зачета/экзамена

Зачет / экзамен проводится в форме письменной контрольной работы.

            Образец билета:

            1. Open the brackets using the verbs in the proper form.

1. We once happened (travel) in the same compartment and we spent the whole night (talk). 2. It was unwise of you (not make) the reservations beforehand. 3. (Lose) a lot of money due to the economic recession the company decided (make) some redundancies in order (save) the business. 4. (Reject) several times Mark was a little apprehensive about (apply) for this job. 5.  (Wait) at the stop for twenty minutes and still (see) no sign of a bus we decided (hail) a taxi as we (expect) (come) to our friend’s place at seven sharp. 6. Mr. Richardson made his staff (work) overtime as he (want) the project (finish) by the end of the week. 7. Erik (see) (turn on) Nick’s computer and (download) some information. 8. Martin (rumor) (break up) with his second wife. 9. Do you mean (say) that you can’t swim? I (have) you (swim) in three days! 10. (Become) a professional violinist (mean) (devote) all your life to music.  

            Ответы: 1. to be traveling – talking; 2. not to have made; 3. Having lost – to make – to save; 4. Having been rejected – applying; 5. Having waited – seeing – to hail – were expected – to come; 6. work – wanted – to be finished; 7. was seen – to turn on – download; 8. is rumored – to have broken up; 9. to say – will have – swimming; 10. Becoming – means – devoting.

            2. Rewrite the sentences using the appropriate verbals.

1. There are several points that you must take into consideration. 2. Grimm was the first scientist who noticed this regularity. 3. It is said that there is oil in this area. 4. It is vital that Victor should know about that incident. 5. I remember how I was taken to the circus for the first time. 6. As Mandy was mentally retarded she attended a special school. 7. It was supposed that all the school students should have lunch in the school canteen. 8. Pam hates it when she is criticized. 9. We saw how the nurse was making injections. 10. It is unlikely that Richard will ever find out the truth.

            Ответы: 1. There are several points to take into consideration. 2. Grimm was the first scientist to notice this regularity. 3. There is said to be oil in this area. 4. It is vital for Victor to know about that incident. 5. I remember being taken to the circus for the first time. 6. Being mentally retarded Mandy attended a special school. 7. All the school students were supposed to have lunch in the school canteen. 8. Pam hates being criticized. 9. We saw the nurse making injections. 10. Richard is unlikely to ever find out the truth.

            3. Fill in each of the gaps with one suitable word.

1. If the soup is too salty _____ adding some water and boiling it. 2. The ship is thought to _____ been captured by pirates. 3. When I was at school I was _____ to wear an ugly brown school dress all the time.  4. She is _____ shrewd a woman _____ overlook this detail. 5. You didn’t _____ yourself the trouble _____ print the necessary materials. 6. The boy is old _____ to make his own decisions. 7. Sally dumped her husband. To add _____ to _____ she told all her friends what a loser he was. 8. _____ spent all his allowance, the boy _____ to ask his parents for some more money. 9. ______ having seen my uncle for more than ten years, I didn’t think I would be _____ to recognize him. 10. Mrs. Dobson _____ known to _____ lived a hard life.

            Ответы: 1. try; 2. have; 3. made; 4. too – to; 5. give – to; 6. enough; 7. insult – injury; 8. Having – decided /had; 9. Not – able; 10. is – have;

            4. Paraphrase the sentences using the words suggested so that the meaning remains the   same.

1. The company delivered the furniture to Ann’s new apartment. – HAD

2. It’s useless to argue with Camilla. – THERE

3. You shouldn’t employ Clara. – WORTH

4. You must trim your beard. – WANTS

5. I am sorry I rented this apartment. – REGRET

6. The country started the war and was defeated in the very first battle. – ONLY TO

7. It is impossible to please Ally. – NO

8. It was difficult for Boris to reverse. – DIFFICULTY

9. As there was no time left we hurried to the conference room. – BEING

10. We had to agree to these terms. – NOTHING

 

            Ответы: 1. Ann had the furniture delivered to her new apartment. 2. There is no point in arguing with Camilla. 3. It isn’t worth employing Clara. 4. Your beard wants trimming. 5. I regret renting this apartment. 6. The country started the war only to be defeated in the very first battle.  7. There is no pleasing Ally. 8. Boris had difficulty in reversing. 9. There being no time left we hurried to the conference room. 10. We had nothing else to do but agree to these terms. 

 

             5. Translate the sentences.

1. Я очень сожалею, но вынужден сказать вам, что наша компания прекратила выпуск разработанной вами модели, поскольку она оказалась ненадежной, и мы все время получали жалобы от покупателей. 2. Не стоит с ней спорить. Это пустая трата времени. Ее все равно не переубедишь. 3. Поскольку он был серьезно болен, Роджер не смог продолжить работу над фильмом. 4. Мы увидели, как актер поднимается на сцену в сопровождении телохранителя. 5. Говорят, в этом лесу есть медведи. Гулять здесь может быть опасно. 6. Кажется, здесь меньше народа, чем мы ожидали. 7. Бабушка настаивала на том, чтобы лично проверять ребенку руки, прежде чем разрешить ему сесть за стол. 8. Помнишь, как Инга рассказывала нам о своем первом уроке вождения? Она притворилась, что все знает, потому что не хотела, чтобы инструктор счел ее глупой, и врезалась в первый же столб, серьезно повредив машину. 9. Было очень бестактно с твоей стороны задать Марте этот вопрос при посторонних. И что еще хуже, тебе даже в голову не пришло извиниться перед ней. 10. Видели, как ты открыл сейф и переложил бумаги в свой портфель.  Бессмысленно это отрицать.        

            Ответы: 1. I regret to tell you that our company has stopped producing the model designed by you /that you designed as it appeared to be unreliable and we kept getting complaints / were always getting complaints from our customers. 2. It’s not worth arguing with her. It’s a waste of time. There is no changing her mind. 3. Being seriously ill Roger couldn’t go on working on the movie. 4. We saw the actor going up to the stage accompanied by his bodyguard. 5. There are said to be bears in this forest. Walking here can be dangerous. 6. There seem to be fewer people here than we expected.  7. The grandmother insisted on checking the child’s hands personally before allowing him to sit down to table. 8. Do you remember Inga telling us about her first driving lesson? She pretended to know everything because she didn’t want the instructor to consider her stupid and crashed into the very first post damaging the car seriously. 9. It was very tactless of you to ask Martha that question in other people’s presence. And to make matters worse, it didn’t even occur to you to apologize to her. 10. You were seen to open the safe and put the papers into your suitcase. Its no use denying it.        

 

Примерный перечень тем проектов

Сбор корпуса примеров употребления изучаемых грамматических форм из источников, используемых в качестве материала для домашнего чтения.