Основная цель программы аспирантуры создание обучающимся условий для достижения планируемых результатов освоения программы аспирантуры в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки кадров высшей квалификации 46.06.01 Исторические науки и археология и профилю подготовки «Всеобщая история», а также подготовки и защиты выпускной квалификационной работы (диссертации), выполненной на основе результатов научно-исследовательской работы.
Ведущие цели программы аспирантуры:
- развитие творческого научного потенциала, умение формулировать новые научные идеи, проверять гипотезы
- формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;
-выработка умений и навыков научной работы в российском и международном научном пространстве с применением знаний иностранных языков;
-развитие умений по использованию информационных технологий в науке
В соответствии с указанными целями дисциплина «Источниковедение всеобщей истории» предназначена для формирования личности современного специалиста-историка, развития необходимых представлений об этапах становления исторической мысли в основных исторических школах Европы и США, обеспечения необходимого уровня теоретической подготовки исследователя.
1. Цели и задачи учебной дисциплины.
Цели и задачи освоения дисциплины: Основная цель и задачи курса – дать представления об основных этапах изучения проблемы, на решение которой ориентировано диссертационное исследование;
- о ведущих исторических школах, определивших основные направления научного поиска в рамках изучения основной для диссертанта проблемы;
- о современном состоянии историографии проблемы, в рамках которой аспирант проводит собственное исследование;
- о конкретных методологических подходах и принципах, используемых в современной исторической науке.
2. Место дисциплины в структуре ОП: Дисциплина «Источниковедение всеобщей истории» относится к вариативной части Б.1.В.,обязательных дисциплин Б1.В.ОД.5
3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
- готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).
Профессиональными (ПК): в области преподавательской деятельности:
- обобщение результатов исследования, формулировка общих выводов (ПК-2).
В результате изучения дисциплины аспирант должен:
знать:
- особенности формирования отечественной и зарубежной исторической науки;
- специфику преподавательской работы;
- цель и задачи исследования;
- основные этапы изучения проблемы, на решение которой ориентировано диссертационное исследование;
- ведущие исторические школы, определившие основные направления научного поиска в рамках изучения основной для диссертанта проблемы;
- современное состояние историографии проблемы, в рамках которой аспирант проводит собственное исследование;
- конкретные методологические подходы и принципы, используемые в современной исторической науке.
уметь:
- определять приоритетные направления исследований;
- применять полученный опыт в своей педагогической деятельности;
- анализировать проделанную работу с целью выявления наиболее существенных ее результатов;
- искать и обрабатывать литературу на иностранных языках;
- критически относиться к выводам исследователей разных исторических школ, в том числе видеть сильные стороны каждого научного подхода, вне зависимости от того, разделяет ли этот подход сам аспирант;
- давать глубокий и критический анализ прочитанной литературе, выбирать в исследованиях то основное, что составляет авторскую концепцию, не забывая, что типичной ошибкой и студентов, и аспирантов является описательный характер историографического обзора;
владеть навыками:
- способностью интегрировать и использовать новые знания;
- способностью вырабатывать новые педагогические технологии;
- навыками правильной формулировки обобщающих выводов в соответствии с поставленными целями и задачами (методами и средствами научных исследований, ориентированной на достижение конкретного научного результата, соответствие результатов поставленной цели и задачам.);
- работы с иностранной литературой;
- работы в библиотеках и сети Интернет;
- написания научных рецензий на монографию, публикацию источника, статью, научный сборник;
- написания историографического обзора для диссертационного исследования
-
иметь опыт деятельности:
- формирование общей стратегии в процессе исследования на основе интегрированного научно-методического подхода;
- организация и проведение различных видов учебных занятий;
- обработка полученных результатов.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
- Преподаватель: Агуреев Станислав Александрович