Основная цель программы аспирантуры создание обучающимся условий для достижения планируемых результатов освоения программы аспирантуры в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки кадров высшей квалификации 46.06.01  Исторические науки и археология и профилю подготовки «Всеобщая история», а также подготовки и защиты выпускной квалификационной работы (диссертации), выполненной на основе результатов научно-исследовательской работы.

Ведущие цели программы аспирантуры:

-                       развитие творческого научного потенциала, умение формулировать новые  научные идеи, проверять гипотезы

-                       формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;

-выработка умений и навыков научной работы в российском и международном научном пространстве с применением знаний иностранных языков;

-развитие умений по использованию информационных технологий в науке

 

  В соответствии с указанными целями дисциплина «Источниковедение всеобщей истории» предназначена для формирования личности современного специалиста-историка, развития необходимых представлений об этапах становления исторической мысли в основных исторических школах Европы и США, обеспечения необходимого уровня теоретической подготовки исследователя.

 

1.     Цели и задачи учебной дисциплины.

Цели и задачи освоения дисциплины: Основная цель и задачи курса – дать представления об основных этапах изучения проблемы, на решение которой ориентировано диссертационное исследование;

-       о ведущих исторических школах, определивших основные направления научного поиска в рамках изучения основной для диссертанта проблемы;

-       о современном состоянии историографии проблемы, в рамках которой аспирант проводит собственное исследование;

-       о конкретных методологических подходах и принципах, используемых в современной исторической науке.

2. Место дисциплины в структуре ОП: Дисциплина «Источниковедение всеобщей истории» относится к вариативной части Б.1.В.,обязательных дисциплин Б1.В.ОД.5

3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

- готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).

Профессиональными (ПК): в области преподавательской деятельности:

-                   обобщение результатов исследования, формулировка общих выводов (ПК-2).

В результате изучения дисциплины аспирант должен:

знать:

-       особенности формирования отечественной и зарубежной исторической науки;

-       специфику преподавательской работы;

-       цель и задачи исследования;

-        основные этапы изучения проблемы, на решение которой ориентировано диссертационное исследование;

-       ведущие исторические школы, определившие основные направления научного поиска в рамках изучения основной для диссертанта проблемы;

-       современное состояние историографии проблемы, в рамках которой аспирант проводит собственное исследование;

-       конкретные методологические подходы и принципы, используемые в современной исторической науке.

уметь:

-       определять приоритетные направления исследований;

-        применять полученный опыт в своей педагогической деятельности;

-        анализировать проделанную работу с целью выявления наиболее существенных ее результатов;

-       искать и обрабатывать литературу на иностранных языках;

-       критически относиться к выводам исследователей разных исторических школ, в том числе видеть сильные стороны каждого научного подхода, вне зависимости от того, разделяет ли этот подход сам аспирант;

-       давать глубокий и критический анализ прочитанной литературе, выбирать в исследованиях то основное, что составляет авторскую концепцию, не забывая, что типичной ошибкой и студентов, и аспирантов является описательный характер историографического обзора;

владеть навыками:

-       способностью интегрировать и использовать новые знания;

-       способностью вырабатывать новые педагогические технологии;

-        навыками  правильной формулировки  обобщающих выводов в соответствии с поставленными целями и задачами (методами и средствами научных исследований, ориентированной на достижение конкретного научного результата, соответствие результатов поставленной цели и задачам.);

-       работы с иностранной литературой;

-       работы в библиотеках и сети Интернет;

-       написания научных рецензий на монографию, публикацию источника, статью, научный сборник;

-       написания историографического обзора для диссертационного исследования

-        

иметь опыт деятельности:

-       формирование общей стратегии в процессе исследования на основе  интегрированного научно-методического подхода;

-       организация и проведение различных видов учебных занятий;

-       обработка полученных результатов.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).