Курс по выбору «Грамматика русского сравнения»  обращен к сравнительной деятельности человека и реализации ее результатов в сравнительных конструкциях русского языка.  Сравнение пронизывает познавательную деятельность человека, поэтому изучение его результатов важно для студента-филолога.  В рамках курса изучаются сравнительные конструкции русского языка, единицы, в которых реализуется логическая модель сравнения. Сравнение изучается как результат деятельности сравнительного субъекта.  Изучение русского сравнения  с  точки зрения особенностей реализации сравнивающего субъекта позволяет представить особенности антропоцентрического направления в лингвистике и его объяснительных особенностей. Антропоцентрическая сущность русского сравнения  представляется  как особенности диктумно-модусной организации системы сравнения. 

Сравнительная деятельность в познавательной деятельности человека. Сравнительный смысл и способы его реализации. Модель сравнительной деятельности: логическая модель сравнения. Сравнительная конструкция как реализация логической модели сравнения.  Сравнительные и несравнительные конструкции. Границы сравнения в русском языке.

Сравнение в антропоцентрической системе языка.  Категории и принципы антропоцентрической лингвистики. Говорящий в языке и способы его языкового обнаружения. Говорящий и сравнивающий субъект в системе русского сравнения.  Категории диктума и модуса и способы их реализации.

 Диктумно-модусная организация сравнительной конструкции. Диктум и модус сравнительной конструкции и их реализация в сравнительной конструкции. 

Полевая организация как способ системной организации сравнительных конструкций.  Поле сравнения как синтаксическая организация.   Проблема центра и периферии сравнительной системы.

Сложноподчиненное предложение с союзом КАК с придаточным сравнительным как прототипическая конструкция русского сравнения.

Компонентный состав сравнительной конструкции и проблема центра-периферии поля сравнения.