Курс по выбору «Грамматика русского сравнения» обращен к сравнительной деятельности человека и реализации ее результатов в сравнительных конструкциях русского языка. Сравнение пронизывает познавательную деятельность человека, поэтому изучение его результатов важно для студента-филолога. В рамках курса изучаются сравнительные конструкции русского языка, единицы, в которых реализуется логическая модель сравнения. Сравнение изучается как результат деятельности сравнительного субъекта. Изучение русского сравнения с точки зрения особенностей реализации сравнивающего субъекта позволяет представить особенности антропоцентрического направления в лингвистике и его объяснительных особенностей. Антропоцентрическая сущность русского сравнения представляется как особенности диктумно-модусной организации системы сравнения.
Сравнительная деятельность в познавательной деятельности человека. Сравнительный смысл и способы его реализации. Модель сравнительной деятельности: логическая модель сравнения. Сравнительная конструкция как реализация логической модели сравнения. Сравнительные и несравнительные конструкции. Границы сравнения в русском языке.
Сравнение в антропоцентрической системе языка. Категории и принципы антропоцентрической лингвистики. Говорящий в языке и способы его языкового обнаружения. Говорящий и сравнивающий субъект в системе русского сравнения. Категории диктума и модуса и способы их реализации.
Диктумно-модусная организация сравнительной конструкции. Диктум и модус сравнительной конструкции и их реализация в сравнительной конструкции.
Полевая организация как способ системной организации сравнительных конструкций. Поле сравнения как синтаксическая организация. Проблема центра и периферии сравнительной системы.
Сложноподчиненное предложение с союзом КАК с придаточным сравнительным как прототипическая конструкция русского сравнения.
Компонентный состав сравнительной конструкции и проблема центра-периферии поля сравнения.
- Преподаватель: Девятова Надежда Михайловна