Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Западноевропейская литература средних веков

Введение в курс: общие подходы к изучению истории мировой литературы, роль средневекового этапа в формировании европейской и мировой литературы. Средневековая литература европейского Запада: пути и вехи формирования, типологическое своеобразие, периодизация и жанровый состав.

Истоки христианской литературы и ее значение для средневековой западноевропейской словесности. Новый Завет как письменный памятник: предполагаемые источники, состав, жанровые разновидности новозаветных текстов, проблема канона и «авторства».

Латинская литература раннего Средневековья: патристика, литературное творчество «последних римлян», малые средневековые «ренессансы».

Принципы изучения и типология эпической словесности (по Е.М. Мелетинскому). Эпос раннего европейского Средневековья: языковые, жанровые и стилевые особенности, классификация (по языку, стихотворной/прозаической форме, жанровым особенностям). Важнейшие памятники (ирландские скелы уладского цикла, «Старшая Эдда», «Беовульф»).

Зрелое Средневековье как этап развития средневековой словесности: виды и жанры литературы, их культурное содержание. Эпос зрелого европейского Средневековья: типология, проблематика, поэтика, памятники («Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах»). Общая характеристика куртуазной словесности и куртуазной культуры. Истоки, виды и жанры куртуазной лирики: лирика трубадуров, труверов и миннезингеров. Рыцарский роман Средневековья: происхождение и классические формы. Роман и легенда о Тристане и Изольде в Средние века. Виды латинской литературы зрелого Средневековья: философско-богословская проза, светская лирика вагантов.

Городская литература Средневековья: происхождение, культурное содержание. Повествовательные жанры и их развитие. Истоки и эволюция, жанры и виды городской драмы. Городская лирика.

Основные тенденции в развитии литературы и культуры позднего Средневековья. Крупнейшие персоналии (Данте, Чосер, Вийон): национальные и культурные различия, общая характеристика творчества. Границы и содержание понятия «Предренессанс».

2

Западноевропейская литература эпохи Возрождения

Литература и культура Ренессанса: Возрождение и гуманизм, отношение к средневековой и новоевропейской культуре. Возрождение в Италии. Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо у истоков ренессансной словесности. Периодизация и общая характеристика творчества, важнейшие произведения. Роль в формировании жанровой системы и художественного стиля эпохи. Петрарка и петраркизм. Боккаччо и «боккаччизм». Гуманистическая проза как вид словесности: важнейшие имена и идеи, особенности гуманистической эстетики. Культурные центры зрелого и позднего Возрождения в Италии: словесность Флоренции, Неаполя и Феррары во II половине XVXVI веке. Происхождение и развитие жанра ренессансной рыцарской поэмы (от Л. Пульчи до Л. Ариосто и Т. Тассо). Социально-политическая и философская проза позднего итальянского Возрождения (от Н. Макиавелли до Дж. Бруно). Основные тенденции в драматургии. Особенности литературной теории итальянского Ренессанса.

Северное Возрождение и гуманизм в Германии и Нидерландах. Истоки и культурное своеобразие, периодизация. Северное Возрождение и Реформация. Бюргерская сатира (от С. Бранта до Г. Сакса). Гуманистическая проза. Литературная деятельность Эразма Роттердамского и Мартина Лютера.

Возрождение во Франции. Периодизация, основные направления, центры и поэтические школы. Традиции национальной средневековой словесности и влияние итальянского Ренессанса в литературе раннего французского Возрождения (К. Маро, поэты Лионской школы). Особенности зрелого и позднего Ренессанса во Франции. Творчество Ф. Рабле и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»: литературные истоки, идейно-художественные задачи, жанрово-стилевое своеобразие. Гуманистические и «карнавальные» мотивы в романе: М. Бахтин о Ф. Рабле, дискуссионные моменты «карнавальной» теории. Теоретические принципы и деятельность Плеяды. Творчество П. Ронсара: периодизация, жанровый состав, стилевые тенденции. Любовная лирика Ронсара и ее место в лирической поэзии Ренессанса. Проза М. Монтеня и творчество протестантских поэтов: их культурное и художественное значение на рубеже Ренессанса и Нового времени. Классицистические тенденции во французской поэзии конца XVI в.

Возрождение в Испании и Португалии. Периодизация и культурный фон. Влияние идей гуманизма и Контрреформации. Отношение к итальянскому и Северному Возрождению. Повествовательные жанры: происхождение, поэтика и эволюция. Общая характеристика ренессансного рыцарского, пасторального и плутовского романа в Испании. Лирическая и эпическая поэзия. Ранняя драматургия и формирование национального театра. Творчество М. Сервантеса: периодизация и жанровый состав, Сервантес-драматург и прозаик. Теоретические взгляды на литературу. «Дон Кихот» Сервантеса: замысел и творческая история, сюжетно-композиционное своеобразие, тип героя и его место в системе персонажей, проблемы интерпретации. Стилевое своеобразие прозы Сервантеса. «Дон Кихот» и роман Нового времени. «Размытость» границ ренессансной эпохи и XVII столетия в Испании.

Возрождение в Англии: периодизация, национальное своеобразие. Ранняя гуманистическая латинская проза (Т. Мор): истоки и своеобразие жанра утопии, его литературное и философское значение. Развитие английской ренессансной поэзии от ранних петраркистов (Т. Уайетт и Г. Сарри) до елизаветинцев. Повествовательные жанры зрелого Ренессанса в Англии: рыцарская героико-эпическая поэма (Э. Спенсер), «интеллектуальный», пасторальный, авантюрный и галантно-героический роман (Дж. Лили, Т. Лодж, Р. Грин, Ф. Сидни), бытовой роман (Т. Дэлони). Значение эвфуистского стиля в развитии английской ренессансной прозы. Особенности ренессансной литературной теории в Англии: проблема «защиты поэзии».

Английская драма XVI в.: истоки и становление национального театра. Традиции средневековой городской и «школьной» латинской драмы, придворных театральных зрелищ. Ранняя драматургия эпохи: интерлюдии Дж. Хейвуда, первые «правильные» комедии и трагедии, истоки жанра исторической хроники (history), его связь c традициями средневековых моралите (Джон Бейль). Соединение «ученых» и придворных традиций с практикой общедоступного театра в деятельности «университетских умов». Эвфуистский стиль в драме (Дж. Лили). Становление английской трагедии мести (Т. Кид). Формирование общих особенностей поэтики и драматургической техники, жанровой системы национальной английской драмы рубежа XVIXVII вв. Драматургия К. Марло: особенности проблематики и стиль, влияние на У. Шекспира. Сюжет легенды о Фаусте в творчестве К. Марло.

Творчество Уильяма Шекспира: принципы периодизации. Жанры поэзии и драматургии. Сонеты Шекспира в истории ренессансной лирики. Понятие «магистрального сюжета» (Л. Пинский) в изучении жанров шекспировской драматургии. Жанр исторической хроники в театре Шекспира: источники сюжетов, циклизация, проблематика. Жанровые особенности и драматургическая техника ранней и зрелой шекспировской хроники. «Романтическая комедия» в драматургии Шекспира: истоки и эволюция жанра, особенности поэтики и сюжетосложения, приемы и формы комизма. Эволюция и жанровые разновидности шекспировской трагедии, ее типологическое своеобразие в истории драматических форм. Особенности конфликта «великих трагедий» Шекспира, его связь с феноменом «трагического гуманизма» в культуре позднего Ренессанса, художественно-стилевое выражение. Жанр трагикомедии в поздней драматургии Шекспира, его барочная стилевая основа и своеобразие авторской трактовки. Особенности восприятия творчества Шекспира современниками и потомками в исторической перспективе.



Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Западноевропейская литература XVII века

XVII век как историко-литературная и историко-культурная эпоха. Ее художественно-стилевое развитие. Барокко и классицизм.

Литература XVII века в Испании и Италии. XVII век в Испании как век барокко. Барочное развитие поэзии. Барочное развитие пикарески. Эволюция национального театра на рубеже XVI и в XVII в.: Лопе, Тирсо, Кальдерон. Б. Грасиан – теоретик барокко. Итальянская поэзия и проза маньеризма и барокко. Э. Тезауро – теоретик барокко. Особенности развития театра: комедия дель арте.

Французская литература XVII века. Соотношение барокко и классицизма. Формирование классицизма в поэзии и драматургии. Роль Французской академии. Творческий путь П. Корнеля и Ж. Расина, особенности классицизма. Творчество Ж.-Б. Мольера: этапы, жанровый состав, принципы и значение мольеровской комедии характера. Ее оценки в истории критики. Литературно-критические споры конца XVII в. (о древних и новых).

Развитие французского барокко в XVII в. Поэзия и проза. Барочный роман. Феномен прециозности, его художественно-стилевое содержание.

Литература XVII века в Нидерландах и Германии. Особенности перехода к XVII в. в странах «Северного Ренессанса». Неолатинская и голландская драматургия XVII в. (Гроот, Вондел). Барочная основа немецкой литературы. Особенности «классицизирующего» барокко. Творчество М. Опица, П. Флеминга и А. Грифиуса. Барочный роман Я. Гриммельсгаузена.

Английская литература XVII века. Классицизм и барокко в английской литературе. Поэзия первой трети XVII в.: Дж. Донн и «метафизическая» школа. Философская и моральная проза периода. Драматургия «младших современников Шекспира».

Особенности литературного развития в период революции и гражданских войн. Творческий путь Дж. Милтона. Жанровое своеобразие и значение поэмы «Потерянный рай».

Театр и драма эпохи Реставрации. Жанр романа в эпоху Реставрации

2

Западноевропейская литература XVIII века

XVIII век как историко-литературная и историко-культурная эпоха. Классицизм, сентиментализм, рококо. Литература и Просвещение.

Литература XVIII века в Англии. Ранний характер английского Просвещения. Публицистика. Правильная поэзия А. Поупа. Творчество Д. Дефо, Дж. Свифта: связи и отталкивания от просветительства. Творческий путь Г. Филдинга: драматургия и проза. Значение формы «комической эпопеи» в формировании классического английского романа. Сентиментальный роман и его развитие от С. Ричардсона к Л. Стерну. Английская драматургия XVIII в.: сентиментализм и рококо. Творчество Р.Б. Шеридана. Поэзия сентиментализма: от Дж. Томсона до Р. Бернса. Предромантические явления в английской литературе.

Французская литература XVIII в. Особенности французского Просвещения и литература. Литературное творчество французских просветителей: стили, жанры, эстетическая и литературно-критическая позиция (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо). Французский рокайльный роман. Французская драматургия между сентиментализмом и рококо. Творчество П.О.К. Бомарше.

Литература XVIII в. в Италии. Судьбы итальянского театра масок в XVIII в. К. Гольдони и К. Гоцци. Гольдони и мольеровская комедия характера. Предромантические тенденции в драматургии В. Альфьери.

Литература XVIII в. в Германии. Социально-политические условия развития немецкой литературы. Своеобразие немецкого Просвещения. Традиции сентиментализма и рококо. Идеи И. Винкельмана и новое понимание классицизма. Г.Э. Лессинг – писатель, эстетик, литературный критик. И.Г. Гердер и движение «бури и натиска». Его предромантический характер.

Творческая эволюция Ф. Шиллера и И.В. Гете. Место штюрмерства и классицизма в их творчестве. Поэзия и драматургия. «Фауст» в творчестве И.В. Гете и в истории мировой литературы

3

 

 


  1. Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п

Наименование раздела              дисциплины

Содержание раздела

1

Западноевропейская литература  первой половины XXв.

1. Западноевропейский модернизм: введение в проблему. Литература как вид искусства и эстетический феномен. Литература в контексте культуры и  цивилизации XX столетия. Становление нового художественного мышления и нового художественного языка. Литература и научно-технический прогресс. Восприятие и роль русской литературы за рубежом. Основные направления и школы в зарубежном литературоведении. Модернизм и постмодернизм в литературе первой и второй половины XX века как выражение мироощущения и «духа времени». Особенности английского модернизма 1900-х – 30-х гг. XX в. Д. Джойс – мифотворец  XX века. Роман «Улисс» – энциклопедия модернизма. Новые явления в творчестве писателей старшего поколения (Уэллс, Шоу, Голсуорси). Эстетика и художественная система Джойса. Статьи об искусстве: «Драма и жизнь», «Новая драма Ибсена», «День толпы». Сборник «Дублинцы». Роман о становлении художника «Портрет художника в юности». «Улисс» Джойса как модернистский эпос. Экспериментальный роман «Поминки по Финнегану» как прорыв в будущее. Влияние творчества Джойса на писателей различной эстетической ориентации (О'Кейси, В.Вулф, У.Фолкнер, Э.Хемингуэй, Дос-Пассос и др.).

2. Творчество В.Вульф в контексте модернистского творчества. «Миссис Деллоуэй»: проблема характера и приемы его изображения. Творчество Д.Г.Лоуренса, Т.С.Элиота. В.Вулф – теоретик английского модернизма. Статьи Вулф «Современная художественная проза», «Мистер Беннет и миссис Браун». Сборник «Понедельник и четверг». Романы «Комната Джейкоба», «Волны». Проблема характера и приемы его изображения в романе «Миссис Деллоуэй».  Создание универсалии бытия в романе «Орландо».  Место и роль творчества Д.Г.Лоуренса. в литературном процессе XX века. Проблема взаимодействия человеческой личности и машинной цивилизации в творчестве Лоуренса. Рассказы Лоуренса «Запах хризантем», «Англия, моя Англия». Романы «Сыновья и любовники», «Любовник леди Чаттерлей».  Лоуренс – создатель жанра «любовного романа».  Т.С. Элиот – реформатор современной поэзии и критики. Основные темы поэзии Элиота. Американская литература первой пол. XX века. Тема американской мечты и американской трагедии в творчестве писателей США. Разрыв с традиционной системой «ценностей». Индивидуалистический скепсис и поиск нового идеала. Тема самопознания личности. Романы Драйзера. Становление личности в «Американской трагедии». 

3. История и образ американского Юга в творчестве У.Фолкнера («Шум и ярость»). Ранее творчество Э.Хемингуэя.  Отражение американского мифа. Расширение конкретно-исторического материала в романе «Шум и ярость» У.Фолькнера. Особенность повествовательной манеры. Мировая война в новеллах и романах Хемингуэя. Тема «потерянного поколения» в романе «Прощай, оружие!». «Телеграфный стиль» Хемингуэя. Проблема личной свободы. Ф.С.Фицджеральд – писатель «века джаза». «Великий Гэтсби». Творчество мастеров американского модернизма Э.Паунда, Г.Стайн, Д. Пассос.  Романтическое преломление темы американской мечты и противостоящего ей прагматизма в творчестве Фицджеральда. Роман «Великий Гэтсби». Эстетика «имажинизма» в творчестве Э.Паунда. Сборники «Маски», «Старый Китай».  Концепция «идеограмматического метода»  и поиски ассоциативного языка поэзии. , Экспрессионистический характер творчества Гертруды Стайн.

4. Американская драматургия 20-30-х гг. Поэтика драматургии Ю. О′Нила. Поиски формы современной трагедии и поэтика драматургии Ю. О′Нила. Экспрессионизм в немецкоязычной литературе (Германия, Австрия).  Поэзия (Гейм, Тракль, Верфель) и драматургия экспрессионизма (Толлер, Кайзер). Драматургия Б. Брехта. Социально-исторические и философско-эстетические предпосылки возникновения экспрессионизма в литературе и других видах искусства. Поэзия (Гейм, Тракль, Бенн, Верфель) и драматургия (Толлер, Кайзер, Газенклевер).  Творчество Б.Брехта – поэта, драматурга, режиссера и теоретика драмы. Пьесы Брехта 20-х гг. «Трехгрошовая опера» и теория «эпического театра» Брехта в ее отношении к классическому театру. Пьесы 30-40-х гг. «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана».

5. Творчество Ф.Кафки. Роман Образ абсурдного мира и абсолютизация зла в романе «Процесс». Тема «потерянного поколения» в творчестве Э.М.Ремарка. Экспрессионизм в творчестве Ф.Кафки. Романы, новеллы, притчи и эпистолярное наследие Кафки. Аллегоризм произведений Кафки. Роман «Процесс» и новелла «Превращение».  Э.М. Ремарк и творчество писателей «потерянного поколения». Роман Ремарка «На западном фронте без перемен», роман Хемингуэя и Олдингтона  в 30-40-е гг.  Творчество Т. Манна в военные и послевоенные годы. Традиции немецкого романтизма и новации в творчестве Г.Гессе. «Степной волк».  «Интеллектуальные романы» Т. Манна. «Волшебная гора» и «Гете в Ваймаре». Проблематика и структура романа «Доктор Фаустус».  Традиции немецкого романтизма в творчестве Г.Гессе. Эволюция от «Перета Каменцида» к «Демиану» и «Степному волку».  Обращение к философии и культуре Востока в поисках пути к осознанию всеединства природы и обретению духовной гармонии. Раскрытие в романе символики заглавия. Философская утопия «Игра в бисер».

6. Авангардистские течения 10-20-х. годов. Дадаизм, сюрреализм. Творчество Арагона, Элюара. Традиции литературной классики в творчестве французских писателей. Барбюс и Золя. Романы Мориака «Клубок змей». Дадаизм как анархический бунт против норм лицемерия и фальши буржуазной цивилизации, объявляемой алогичной и бессмысленной.  Сюрреализм.  «Первый манифест сюрреализма» А.Бретона. Антивоенная тема в творчестве Барбюса. Документализм и публицистичность в «Огне» Барбюса. Романы Мориака «Клубок змей», «Дорога в никуда». Экзистенциализм во французской литературе. Эволюция взглядов и творчества А. Камю. «Посторонний».  Творчество А.Камю в контексте экзистенциальной философии. Эволюция взглядов и творчества: от «Мифа о Сизифе» и «Постороннего» к роману «Чума» и эссе «Бунтующий человек». Пессимистическая картина мира, защита, защита нравственных ценностей, разума и истины в творчестве Камю

7. Творчество Ж.П. Сартра. «Тошнота» – философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма. Роман «Тошнота» Сартра - философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма. Образ абсурдного мира в романе и передача ощущений героя, осознавшего себя «лишним» в распадающейся на несоединимые части и лишенной смысла реальности. Антиутопия в литературе первой половины XX века. «Прекрасный новый мир» У. Хаксли, «1984» Оруэлла. «Прекрасный новый мир» О.Хаксли, «Звероферма» и «1984» Оруэлла в их соотношении с романами Замятина «Мы» и Платонова «Чевенгур», Набокова «Приглашение на казнь». Испанская литература 20-30-х гг. Лирика Ф. Гарсиа Лорки. Общественно-политическая ситуация в Испании 1920-1930-х годов и  литература. Творчество Гарсии Лорки. Итальянский футуризм. Маринетти – теоретик футуризма. Пьесы Л.Пиранделло.  Прославление войны как «гигиены-мира». Уподобление человека машине. Футуристическая поэтика «нового» лиризма. Философское истолкование действительности в драматургии Пиранделло. Влияние условного театра Пиранделло на театральное искусство XX века.

 

2.

Западноевропейская литература второй половины XX-XXI вв.

8. Общие исторические сведения. Разделение мира после Второй мировой войны. Начало «холодной войны» и гонки ядерных вооружений. Противостояние сверхдержав в Германии (1948, 1951), восстание в Венгрии и его подавление (1956). Рефлексия тоталитаризма после победы над странами «оси». Понятие «тоталитаризм» и его трактовки. Немецкая литература. «Группа 47». Вольфганг Борхерт и возникновение «литературы развалин». Гюнтер Грасс, «Жестяной барабан». Генрих Бёлль, романы «Где ты был, Адам?» и «Глазами клоуна». Послевоенная Испания. Рефлексия гражданской войны и франкизма: Камило Хосе Села: «Улей». Поэзия Хуана Рамона Хименеса. 

9. Французский «новый роман». А. Роб-Грийе. Н. Саррот. Экзистенциализм во французской литературе. Пьесы Ж.-П. Сартра «Мёртвые без погребения» и «Затворники Альтоны». Трактат А. Камю «Бунтующий человек». Осмысление проблематики Ф.М. Достоевского в творчестве Сартра и Камю. Экзистенциалистская проблематика в поэзии Поля Элюара.  Общие сведения о театре абсурда. Пьеса Э. Ионеско «Носороги».

10. Неомифологизм и притчевость в британской литературе. Парадоксалистская притча как ключевой жанр послевоенной европейской литературы. Лоренс Даррелл, «Александрийский квартет». Поликультурные и оккультные подтексты романа. У. Голдинг, «Повелитель мух». Представления Голдинга о человеке как о «творце кумиров» и о склонности человека к насилию, влияние на эти антропологические представления Второй Мировой войны и ядерного противостояния сверхдержав. Дж. Фаулз, «Волхв».

11. Послевоенная литература Японии. Политическая и культурная ситуация в послевоенной Японии. Рефлексия коллективной травмы после ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и отречения микадо от своей «божественной сущности». Кобо Абэ: «Женщина в песках», «Человек-ящик». Тема «некоммуникабельности» в искусстве 1960-х годов. Кэндзобуро Оэ: «Футбол 1860 года», «Объяли меня воды до души моей». Автобиографическое и экзистенциальное значение мотива душевнобольного ребенка как предельно униженного существа. Юкио Мисима и противоречия его эстетизма. «Европеизированный национализм» Мисимы и полемика с ним в японской литературе. «Золотой храм».

12.Латиноамериканская литература 1930—1970 гг. Латиноамериканская неомифологическая литература. Понятия «неомифологизм» и «магический реализм». Значение неомифологизма для латиноамериканской и мировой литературы, его влияние на русскую литературу. Г.Г. Маркес, «Сто лет одиночества». Значение этого романа для советской интеллигенции. Социально-критическая литература: М.А. Астуриас, «Сеньор Президент», Марио Варгас Льоса, «Капитан Панталеон и Рота добрых услуг», Жоржи Амаду («Капитаны песка», «Донна Флор и два ее мужа»).

13. Латиноамериканская интеллектуальная литература. Влияние французского сюрреализма на латиноамериканскую литературу. Борхес: новеллы. «Несуществующая книга» как мотив постмодернистской литературы. Сравнение рассказа Х.Л. Борхеса «Тлён, Укбар, Orbis Tertius» Кортасар: «Игра в классики»; «62: модель для сборки»; «Преследователь». Алехо Карпентьер: «Восемнадцатый век», «Превратности метода». Влияние Борхеса и Кортасара на русскую литературу.

14. Литература США 1945—1965 годов. Общие сведения об истории США в 1950—1960-е годы. Движение за гражданские права, борьба за равноправие женщин, национальных и социальных меньшинств. Общие темы послевоенной литературы США: социальный протест, социальный критицизм, нарастание фантастики и гротеска, «сексуальная революция». Рок-музыка. Битники. Аллен Гинзберг: «Вопль»; «Каддиш». Продолжение традиций Уитмена. Дениза Левертов. Проза битников. Джек Керуак, «В дороге». Новые черты человека и культуры в прозе Керуака. Романы Керуака «В дороге» и В. Набокова «Лолита».

15. Антирасистская литература. Харпер Ли, «Убить пересмешника». Традиции аболиционистской литературы США: сопоставление «Убить пересмешника» и романа Г. Бичер Стоу «Хижина дяди Тома». Антиутопия в литературе США. Уильям Тэнн, «Нулевой потенциал»; Рей Бредбери, «451о по Фаренгейту». Курт Воннегут, «Бойня номер пять». Значение для подсоветской интеллигенции перевода Р. Райт-Ковалевой.     Рождение постмодернизма. Основные принципы раннего постмодернизма: многослойный подтекст, кризис «больших нарративов» и сомнение в их объяснительной силе (по Ж.-Ф. Лиотару), проблематизация истории и человеческого «я», в некоторых случаях -- нарушение границ между «высокими» и массовыми жанрами. Томас Пинчон: «V», «Выкрикивается лот номер сорок девять», «Радуга гравитации». Связь Пинчона с традицией американского романтизма XIX века (Э. По, Г. Мелвилл).  

16. Европейская литература 1960—2000 годов. Посттравматическая литература Германии. Пауль Целан. Основные мотивы его поэзии. «Фуга смерти».Немецкоязычный постмодернизм. Петер Хандке: «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым ударом». Кристоф Рансмайр: «Болезнь Китахары». «Поп-литература»: Кристиан Крахт, «1979». Постмодернизм в драматургии и поэзии: Хайнер Мюллер, «Гамлет-машина».   Умберто Эко, «Имя Розы», «Маятник Фуко». Переход от утопизма 1960-х годов к разочарованию и конспирологии 1970-х.

17. Литературы Восточной Европы. Сербская литература на перекрестке культур и религий. Иво Андрич, «Травницкая хроника», «Аска и волк». Данило Киш, «Колыбельная для Бориса Давидовича». Бора Чосич, «Роль моей семьи в мировой революции». Милорад Павич, «Хазарский словарь». Расцвет балканских литератур в 1960--1970-е годы. Общие сведения об албанской литературе: Исмаил Кадаре, Касем Требешина. Литература Польши: гротеск и антитоталитаризм. Витольд Гомбрович, «Космос», «Порнография». Истоки творчества Гомбровича: дружеский кружок Гомбровича – Бруно Шульца – Станислава Виткевича. Станислав Лем, «Возвращение со звезд», «Маска». Философская проблематика произведений Лема.  Литература Венгрии: Петер Эстерхази, «Harmonia caelestis», «Исправленное издание». Роман «Harmonia caelestis» как постмодернистский рассказ о семье. Значение рефлексии травматического прошлого для современной литературы. 

18. Постмодернизм в литературе последней трети XX века. Основные эстетические принципы постмодернизма, связь с теорией интертекста. Творчество Дж. Фаулза, А. Мердок, У. Эко, Х. Мураками и других. Роман П. Зюскинда «Парфюмер». Влияние массовой культуры на литературный процесс. Романы П. Коэльо «Алхимик». Основные перспективы развития художественной литературы в XXI веке.

19. Литература стран Африки в 1945—2000 годах Постколониальное письмо. Рождение письма колониальных народов на европейских языках: Катеб Ясин. Неомифологические мотивы в литературах стран Африки: Амос Тутуола, «Путешествие в город мёртвых». Социальный анализ в литературах стран, освободившихся от колониальной зависимости: Чинуа Ачебе, «Человек из народа».   Постколониальное письмо «со стороны бывших колонизаторов»: Джон Кутзее (Кётци), «В сердце страны». Осмысление наследия русской классической литературы на в творчестве Кутзее (Кётци): роман «Осень в Петербурге».

 


  1. Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п

Наименование раздела              дисциплины

Содержание раздела

1

Введение.

1. Романтизм начала XIX века – художественная система, вобравшая в себя, кроме литературы, философию, юриспруденцию, экономику, музыку, живопись, архитектуру. Особая цель курса – установление связей романтизма Западной Европы с русским романтизмом. Романтизм в литературе может быть постоянно соотносим с национальными видами искусства – живописью и музыкой, так как они позволяют глубже понять национальную специфику явления и дают картину соответствий.

 

2

Немецкий романтизм

2. Возникновение романтизма в Германии. Основополагающей темой первого большого раздела курса после общей обзорной лекции следует считать немецкий романтизм, вследствие сильной связи данного направления в Германии с философией,  его теоретической разработанности и влияние на другие европейские романтическое системы. Связь литературы и всех видов искусства с философскими концепциями Фихте и Шеллинга, религиозными взглядами Шлейермахера, Изменение ориентиров в области философии и эстетики на разных этапах развития немецкого романтизма

3.  Йенский романтизм. Центральными фигурами при изучении раннего (йенского) периода являются Новалис, Ф.Шлегель, Л.Тик, В.Г.Ваккенродер и Ф.Гёльдерлин. «Фрагменты», которые станут для романтизма основополагающим жанром, Ф.Шлегеля, Новалиса, статьи Л.Тика и В.Г.Ваккенродера и их художественные произведения – «Генрих фон Офтердинген» Новалиса, «Странствия Франца Штернбальда» Л.Тика, «Примечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берглингера» В.Г.Ваккенродера, «Люцинда» Ф.Шлегеля, а также на поэзию Ф. Гёльдерлина. 

4.Специфика гейдельбергского романтизма. Второй период – гейдельбергский – является следствием изменившейся общественно-политической ситуации в Германии, усилившей внимание к трагическим сторонам философии И.Канта, к появлению философии А.Шопенгауэра, где на первый план выходит пессимистическая концепция бытия человека, обострению интереса к идеям католицизма и к национальному искусству, а также к реальной действительности. Творчество братьев Я. И В. Гримм, А. фон Арнима,  К. Брентано, Ф. де ла  Мотт Фуке, Г. фон Клейста, А. фон Шамиссо, Й фон Эйхендорфа и Э.Т.А. Гофмана в полной мере демонстрирует эволюцию тех идей и образов, которые возникли на первом этапе, и выявляет усиление трагического восприятия мира, появление романтической пародии вместо романтической иронии как философского осмысления умозрительных конструкций, иронического или даже сатирического отражения восприятия не только реальности,  но и образов и идей йенского этапа.   

5.Творчество Э.Т.А. Гофмана.

3

 

 

 

Английский романтизм

6.Своеобразие английского романтизма: периодизация, представители, темы, проблемы.  Английской романтизм отличается в целом большей лиричностью, погруженностью в поэтическое созерцание («Озерная школа») или в напряженную работу мысли, обращенной не только к мировым философским проблемам, но и к современным конфликтам, хотя и прикрытым историческим или условным сюжетом (Байрон, Шелли).

7.Поэты-лейкисты. У.Вордсворт, С.Т. Кольридж, Р.Саути

8.Своеобразие второго этапа романтизма. Лондонские романтики. Интерес к настоящему, так же не принимаемому романтиками Англии, как и Германии, стимулирует развитие исторического романа (В.Скотт) и романа философского (Ч.Метьюрин), который заставляет обратиться к настоящему. Идеи  и образы живописи Констебля и Тернера могут дать представление о сложности и неоднозначности процессов в английском романтизме.

4

Французский романтизм

9. Причины возникновения романтизма во Франции: специфика, периодизация, представители. Французский романтизм возник во многом благодаря событиям революции 1789 года. Этим во многом определяется обращенность романтизма к истории Франции, точнее духовной (а не социальной) ее стороны (романы В. Гюго и А. де Виньи, исторические драмы В. Гюго, романы и драмы А. Дюма). Вместе с тем, французский романтизм обращается к современности, ее социальным и нравственным конфликтам (романы А. де Мюссе, ряд романов В. Гюго, романы Ж. де Сталь,  Ж. Санд, Ш. Нодье). Французские романтики открывают и разрабатывают «местный колорит», который предшествует тому, что позднее – на этапе реализма –  станут называть типичными обстоятельствами. Картины Делакруа, Жерико, Жироде, помогут раскрыть важнейшие черты французского романтизма.

10. Типология французского романа эпохи романтизма. Психологический роман. Б.Констан «Адольф», Р. Шатобриан «Рене». Тема «лишнего человека» во французской литературе. Исторический роман. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», А. де Виньи «Сен-Мар». Французский тип историзма и его влияние на последующую литературную традицию. Социальный роман. Ж. Санд «Консуэло», Ш. Нодье «Жан Сбогар». Особенности проблематики.

11. Творчество В.Гюго. Эстетические взгляды и политические воззрения. Своеобразие  лирики. Сборник В.Гюго «Восточное»: тема Востока и ее решение в сборнике. Тема трагизма бытия. Драматургия Гюго. Романтическая драма «Эрнани». Специфика характера романтического героя. Романное творчество В.Гюго. Тема рока. «Труженники моря», «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери». Три формы выражения ананке (закон, догма, природа). Тема неизбывного  трагизма бытия.

 

5

 

Романтизм в США

12. Американский романтизм дает возможность проследить  специфику развития данного направления в США, проявившейся, прежде всего, в особой периодизации (рано возникшие в американской литературе признаки романтизма) и восприятии европейского опыта, а также в складывающимся своеобразии национальной литературы на английском языке.

13. Своеобразие американской поэзии и американской прозы, устанавливая связи Ф. Купера с традицией В. Скотта, а В. Ирвинга и Э. А. По с немецким романтизмом. Творчество Э.А.По. Новации в области поэзии и прозы. «Философия творчества» как манифест американского романтизма. Символика лирики Э.А. По. Мотивная структура новелл. Особенности психологизма.

6

Романтическое движение в европейских странах

14. Развитие романтического направления в других европейских странах. Итальянский романтизм. Национальная черта, отличающая итальянский романтизм – его связанность с национально-освободительной борьбой – рождает и особой внимание к литературе как средству нравственного и общественного воспитания личности.

15. Славянские литературы, формирующиеся в период борьбы за национальную независимость, отличает резкая полемичность, наполненность современной проблематикой, особое внимание к народному творчеству.

16. Датский  романтизм интересен, прежде всего, с точки зрения  становления национальной формы литературной сказки, которая в творчестве Х.К. Андерсена соединяется  (особенно на позднем этапе)  с  законами построения романа, философских жанров, сохраняя при этом фантастический элемент.

 

 

 


  1. Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п

Наименование раздела              дисциплины

Содержание раздела

1

Западноевропейская литература рубежа XIX-XXвв.

 

1. Рубеж 19-20 веков как культурно-историческая проблема. Мотивация хронологических рамок периода (1870-е-1914гг). Поздний  романтизм и модерн. Развитие естествознания и техники, философии, эстетики, психологии и новые концепции в искусстве. Историческая география Европы, основные центры развития культуры. Литературный процесс в Европе. Основные направления, течения, школы. Проблема реализма, его критика с позиций натуралистов.  Романтические формы и темы, их новое доминирование  (неоромантизм).  Рождение новых жанров, судьба старых. Декаданс: стиль и мода. Символизм как центральное понятие эстетики  периода.

2. Литературный процесс во Франции. Натурализм.  Историческая и культурная ситуация во Франции в 1880-х гг. Генезис натурализма. Натурализм и романтизм. Творчество Э. Золя и «меданская школа». Художественные манифесты Золя.

3. Творчество братьев Гонкуров. Влияние философии жизни на натурализм раннего Г. де Мопассана. «Новое искусство». Интеллектуальная  проза. Ситуация преодоления натурализма после 1880-х гг.

4. Творчество А.Франса. Творчество М.Пруста и импрессионизм в литературе. Философия интуитивизма А. Бергсона. Статья Пруста «Против Сент-Бева». Роман «В поисках утраченного времени»,  жанр и повествование.  Воспоминание как основная концепция в романе «В сторону Свана». Поток сознания, роман - река.  Судьба переводов романа на русский язык.

5. Французская и бельгийская поэзия  конца 19 в.  Символизм и романтизм. Основные мотивы и образы поэзии П.Верлена, А. Рембо, Ж. Лафорга, Т. Корбьера, М. Дебор-Вальмор, Э. Верхарна. «Проклятые поэты» и эстетика декаданса. Экспериментальная поэзия С. Малларме. Рефлексия французского символизма в России.

6. Понятие модерн («новое искусство»). Модерн как стиль в архитектуре, театре и декоративно-прикладном искусстве. Э. Ренан и миф в искусстве. Стилизации  и фантастика в модерне.  Элементы неоромантизма во Франции: творчество Ж. Верна; театр Э. Ростана.

7. Общая литературно-культурная ситуация в Англии на рубеже веков. Английская поэзия и У.-Б. Йейтс. Понятие «викторианской культуры», стиля. Эстетика Дж.Рёскина  и новые взгляды на искусство. Позднеромантическая поэзия А.Ч. Суинберна, судьба жанра баллады. Символизм и «кельтизм» в английской поэзии и У. Б Йейтс.

8. Английский роман на рубеже веков. Изменения в социально-психологическом романе. Творчество Дж. Мередита, Т. Гарди,  А.Беннетта, С. Батлера. Символическое; элементы натурализма.

9. Эстетизм и роман О.Уайлда. Фантастический и приключенческий роман. Роман - семейная сага и творчество Дж. Голсуорси. Творчество О.Уайлда, английский модерн и символизм. Искусство парадокса и малая проза Уайлда. Замыслы и эссе. Уайлд и французская декадентская культура. Театр Уайлда: опыты символистской и салонной драмы. Уайлд и поздний романтизм: сказки. Уайлд и английский морализм. Поздняя поэзия Уайлда.

10. Неоромантизм в европейской литературе рубежа веков. Новые  приключенческие жанры - научно-фантастический роман и детектив; их истоки. Английский неоромантизм: творчество Р.-Л. Стивенсона, А. Конан-Дойла; поэзия и проза Р. Киплинга.

11. Основные тенденции в развитии театра.  «Независимые сцены» и  «художественные театры» в Европе. «Текст» и «подтекст». Направления в развитии театра: символизм (М. Метерлинк; О. Уайлд). Психологический театр Ибсена. «Театр дискуссии» Б. Шоу. Неоромантический театр (Э. Ростан). Экспрессионизм в немецком театре (В.Газенклевер).

12. Общая литературно-культурная ситуация в Германии на рубеже веков. Влияние философии Ф. Ницше на немецкую культуру. М. Кретцер и французский натурализм.

13. Социальная сатира и исторический роман Г. Манна. Интеллектуальный роман и новеллистика Т. Манна и символизм. Театр и «свободные сцены» в Германии. Немецкая поэзия начала 20 века.

14. Экспрессионизм. Натурализм и романтизм в ярком сочетании в 1910-е гг. Группы художников «Мост» и «Синий всадник». Журналы «Штурм» и «Акцион». Сборник «Сумерки человечества». Творчество Г. Бенна, Г. Гейма, Г. Тракля. Экспрессионизм и декаданс; экспрессионизм и символизм.

15. Австрийская литература рубежа веков. Философия Э. Маха, психология З. Фрейда. Культура «венского модерна». Художественная группа «Сецессион», писатели «Молодой Вены». Творчество Г. фон Гофмансталя: драматургия и поэзия. Творчество А. Шницлера: драматургия и новеллистика.

16. Скандинавская литература рубежа веков. Культурная ситуация в Норвегии, Швеции и Дании в 1870 - 1890 гг. Датское движение «Современный прорыв». Творчество С. Лагерлёф. Эволюция романного творчества К. Гамсуна.

17.Натуралистская и символистская драма А. Стриндберга. Драматургия Г. Ибсена.

18. Общая литературно-культурная ситуация в США на рубеже веков. Романтизм и модерн в американской культуре, английское и французское влияния. Творчество Дж. Лондона и неоромантизм.

19. Натурализм в литературе США и творчество Т. Драйзера. Психологическая проза Г. Джеймса и литература «потока сознания».